Родителям

Нормативно-правовые документы. Специальное образование

Гимнастика для мозга

«Гимнастика мозга» – ключ к развитию способностей вашего ребенка!

«Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого. Хочешь остаться в рядах такого большинства?»

(Мэрили Зденека)

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Левое полушарие

- отвечает за логическое и  аналитическое мышление - анализирует факты - обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление) - обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза) - обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму - запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание - способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем - планирует будущее - контролирует движения правой половины тела - отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки - отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами - отвечает за планирование

Правое полушарие

- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки - отвечает за интуицию и интуитивную оценку - может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации) - реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза,а затем анализа) - обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации,которая выражается не в словах, а в символах и образах - запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое - способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чув-ство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию - ориентируется в настоящем - контролирует движения левой половины тела - отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке - отвечает за воображение, фантазии и мечты, художественное творчество и способности к изобразительному искусству - отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука).

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Вот несколько упражнений из комплекса:

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
  2. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
  3. Кулак-ребо-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
  6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
  7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! В результате выполнения этих упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

И в заключение маленький совет: Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга.  

свернуть

О дизартрии

Что нужно знать родителям о дизартрии у детей

 

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

В переводе слово дизартрия означает расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Причиной этого является парез мышц артикуляционного аппарата. Прежде всего ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, непослушным, при высовывании может отклоняться в сторону. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Мышцы лица тоже малоподвижны, поэтому мимические движения невыразительные и однообразные. Ребенок с трудом надувает щеки, хмурит и поднимает брови. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии), например, когда ребенок пытается поднять язык с помощью нижней губы и челюсти. При выполнении движений обычно усиливается слюнотечение, которое тоже является одним из характерных признаков дизартрии.

Дизартрии бывают нескольких, существенно отличающихся друг от друга видов. Характер различий между ними зависит от того, какие именно области мозга оказались пострадавшими. Общим признаком всех дизартрий является невнятная, смазанная, неразборчивая и при этом невыразительная, монотонная речь. Нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи.

По тяжести нарушения речевой моторики выделяют различные степени дизартрии. Крайняя степень выраженности, когда устная речь не развивается вовсе, и ребенкок может произносить только отдельные нечленораздельные звуки, носит название анартрии. Понять речь такого ребенка практически невозможно. Вместе с тем, хорошее умственное развитие, сохранная внутренняя речь, потребность в общении позволяют ему при правильном обучении овладеть грамотой и программой по общеобразовательным предметам не хуже обычных детей.

Легкая степень выраженности нарушений речевой моторики получила название – стертая форма дизартрии. При стертой форме дизартрии весь свойственный дизартрии симптомо-комплекс проявляется не ярко. Выраженные парезы в артикуляционной мускулатуре не отмечаются, но произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, с трудом по подражанию воспроизводят и сохраняют артикуляционные позы, быстро устают. Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Поставленные звуки обычно очень долго и трудно автоматизируются.

Дети со стертой формой дизартрии отличаются и общей моторной неловкостью, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, они мало рисуют и лепят. В школе таких детей часто ругают за плохой почерк.

Диагностика минимальных проявлений дизартрии может вызывать определенные трудности. В этих случаях помогают функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею.При наиболее тонких дифференцированных движений языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Дизартрия чаще всего не является самостоятельным заболеванием, а входит в комплекс нарушений широкой двигательной сферы. Лечение ее требует применения комплексного метода. Логопедическая работа должна проводиться обязательно на фоне медикаментозного воздействия, физиотерапии, иглотерапии, лечебной физкультуры и массажа.

Во всех видах лечения ребенка с дизартрией чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. От их терпения, точности выполнения рекомендаций специалистов во многом зависит результат работы.

 

свернуть

Развитие межполушарных связей