Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Чернавчицы
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Чернавчицы
Следственно-экспертный факультет
Информация для поступающих учащихся с ОПФР
Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.
Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.
Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.
Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.
Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.
Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.
Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.
В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.
Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.
В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.
Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.
В целях оперативного обеспечения учащихся актуальной информацией о возможностях профессионального самоопределения и оказания им информационной поддержки в вопросах выбора сферы будущей профессиональной деятельности разработан интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь, который доступен по ссылке http://www.ripo.unibel.by
Учреждения профессионально-технического образования, обучающих лиц с ОПФР |
|||||
Брестская область |
|||||
№ п/п |
Учреждение ПТО |
Наименование профессии |
Категория лиц с ОПФР |
Адрес, Контакты |
Примечание |
|
УО «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания» |
Швея |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225410 г. Барановичи, ул. Кирова, 50 (80163) 47-06-57, 47-18-46 |
Обучение в учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР |
|
УО «Барановичский государственный профессиональный лицей строителей» |
Штукатур
Столяр |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225413 г. Барановичи, ул. Брестская, 291 (80163) 44 16 39, 44 76 62 |
Обучение в интегрированных учебных группах |
|
УО «Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения»
|
Токарь; слесарь по ремонту автомобилей Слесарь механосборочных работ Слесарь-ремонтник |
Лица с особенностями психофизического развития (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью), в том числе и дети- инвалиды (при наличии заключения МРЭК) |
225320, г. Барановичи, ул. Королика, 4 (80163) 41 51 90, 41 51 89 |
|
|
УО «Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники» |
Продавец 4 разряда |
Лица с особенностями психофизического развития (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью), в том числе и дети- инвалиды (при наличии заключения МРЭК) |
225215, г. Белоозерск, ул. Энергетиков, 8 (801643) 2 87 55, 2 89 67 |
|
|
УО «Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности» |
швея |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
224020, г. Брест ул. Я.Купалы, 52 тел.: 8 (0162) 46-17-85 |
|
|
УО «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж» |
Повар 4 разряда
Контролер-кассир 4 разряда |
Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды, при наличии заключения МРЭК |
225080, г. Высокое, Каменецкий р-н, Брестская обл. ул. Ленина, 111 (801632) 7 62 89, 7 11 30 |
|
|
УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Штукатур 3 разряда, маляр
Садовод, овощевод
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225432, г. Ганцевичи, ул. Октябрьская, 50 (801646) 2 80 91, 2 68 96 |
Созданы специальные условия для проживания |
|
ГУО «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей» |
Оператор машинного доения 5 разряда
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225612, г. Дрогичин, ул. Октябрьская, 1 (801644) 3 11 02, 3 32 70 |
|
Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования 3 разряда |
Лица с интеллект. недостаточностью (после I отделения вспомогат. школы) |
||||
Оператор электронно-вычислительных машин 6 разряда
|
Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата |
Обучение по индивидуальному расписанию на дому. Возможно дистанционное обучение. |
|||
|
УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Овощевод, швея 2 разряда
Слесарь по ремонту сельскохозяйствен- ных машин и оборудования; штукатур
Оператор машинного доения 4 разряда; швея 3 разряда |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225250, г. Ивацевичи, ул. Механизаторов, 7 (801645) 2 69 08, 2 69 03 |
Обучение в группах где образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР |
|
УО «Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж» |
Монтажник санитарно-технических систем и оборудования
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225644, г. Лунинец, ул. Чехова, 10а (801647) 2 42 24, 2 57 48 |
|
Оператор электронно-вычислительных машин |
Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата |
||||
|
УО «Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства» |
Овощевод Садовод |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225643, г. Лунинец, ул. Чапаева, 56 (801647) 3 33 74, 3 33 97 |
|
|
УО «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Овощевод, садовод |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225766, д. Жабчицы, Пинский р-н (80165) 30 55 45 |
|
|
УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения |
Слесарь-ремонтник
Токарь
Фрезеровщик Слесарь по ремонту автомобилей |
Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью) при наличии заключения МРЭК
|
225710, г. Пинск, ул. Революционная, 20 (801653) 47099 |
|
|
УО «Пинский государственный профессиональный лицей строителей»
|
Маляр, штукатур |
Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды |
225710 г. Пинск, ул. Брестская, 141 (801653) 4 7029, 4 77 58 |
|
|
УО «Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Овощевод Каменщик
Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225510, г. Столин, ул. Дзержинского, 123 (801655) 2 32 33, 2 11 32 |
Обучение в интегрированных группах. Возможно дистанционное обучение |
1. Незнание правил выбора профессии:
-выбор профессии за компанию;
-перенос отношения к человеку на саму профессию;
-отождествление учебного предмета с профессией;
-ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
-неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
-незнание или недооценка своих физических особенностей;
-незнание или недооценка своих психологических особенностей;
-неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
- увлечение только внешней стороной профессии;
- предубеждение в отношении престижности профессии;
- незнание требований профессии к человеку;
- устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
ыбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за и «против».
С этой целью:
Изучи глубже самого себя
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий
Личный профессиональный план учащегося
Характеристика профессионального плана:
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы: