Профориентация

Порядок и условия поступления в Академию МВД РБ

Следственно-экспертный факультет

ПОRТАЛ

свернуть

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Информация для поступающих учащихся с ОПФР

Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.

Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.

Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.

Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.

Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.

Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.

Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.

В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.

Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.

В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.

Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.

 В целях оперативного обеспечения  учащихся актуальной информацией о возможностях профессионального самоопределения   и оказания им информационной поддержки в вопросах выбора сферы будущей профессиональной деятельности разработан интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь, который доступен по ссылке http://www.ripo.unibel.by

 

Учреждения профессионально-технического образования, обучающих лиц с ОПФР

Брестская область

п/п

Учреждение ПТО

Наименование профессии

Категория лиц с ОПФР

Адрес,

 Контакты

Примечание

  1.  

УО «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания»

Швея

Лица                                          с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы)

225410

г. Барановичи,

ул. Кирова, 50

(80163) 47-06-57,

47-18-46

Обучение в учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР

  1.  

УО «Барановичский государственный профессиональный лицей строителей»

Штукатур

 

Столяр

Лица                                          с интеллектуальной недостаточностью

(после I отделения вспомогательной школы)

225413

г. Барановичи,

ул. Брестская, 291

(80163) 44 16 39,

44 76 62

Обучение в интегрированных учебных группах

  1.  

УО                                         «Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения»

 

 

Токарь; слесарь по ремонту автомобилей

Слесарь механосборочных работ

Слесарь-ремонтник

Лица с особенностями психофизического развития (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью), в том числе и дети- инвалиды

(при наличии заключения МРЭК)

225320,

г. Барановичи,

ул. Королика, 4

(80163) 41 51 90,

41 51 89

 

  1.  

УО «Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники»

Продавец 4 разряда

Лица                                          с особенностями психофизического развития (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью), в том числе и дети- инвалиды

(при наличии заключения МРЭК)

225215,

г. Белоозерск,

ул. Энергетиков, 8

(801643) 2 87 55,

2 89 67

 

  1.  

УО «Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности»

 

     швея

Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы)

224020, г. Брест

ул. Я.Купалы, 52 тел.: 8 (0162) 46-17-85

 

  1.  

УО «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж»

Повар 4 разряда

 

Контролер-кассир

4 разряда

Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды, при наличии заключения МРЭК

225080, г. Высокое, Каменецкий р-н, Брестская обл. ул. Ленина, 111

(801632) 7 62 89,

7 11 30

 

  1.  

УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

Штукатур              

3 разряда, маляр

 

 

Садовод, овощевод

 

Лица                                     с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы)

225432,

г. Ганцевичи,

ул. Октябрьская, 50

(801646) 2 80 91,

2 68 96

Созданы специальные условия для проживания

  1.  

ГУО «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей»

Оператор машинного доения 5 разряда

 

Лица                                     с интеллектуальной недостаточностью

(после I отделения вспомогательной школы)

225612,

г. Дрогичин,

ул. Октябрьская, 1 (801644) 3 11 02,

3 32 70

 

Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования   

3 разряда

Лица с интеллект. недостаточностью

(после I отделения вспомогат. школы)

Оператор электронно-вычислительных машин 6 разряда

 

Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Обучение по индивидуальному расписанию на дому. Возможно дистанционное обучение.

  1.  

УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

Овощевод, швея

2 разряда

 

Слесарь по ремонту сельскохозяйствен-

ных машин и оборудования; штукатур

 

Оператор машинного доения 4 разряда; швея

3 разряда

Лица                                     с интеллектуальной недостаточностью

(после I отделения вспомогательной школы)

225250,

г. Ивацевичи, ул. Механизаторов, 7 (801645) 2 69 08,

2 69 03

Обучение в группах где образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР

  1.  

УО «Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж»

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования

 

 

Лица                                     с интеллектуальной недостаточностью

(после I отделения вспомогательной школы)

225644,

г. Лунинец,

ул. Чехова, 10а

(801647) 2 42 24,

2 57 48

 

Оператор электронно-вычислительных машин

Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

  1.  

УО «Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства»

 

Овощевод

Садовод

Лица                                     с интеллектуальной недостаточностью

(после I отделения вспомогательной школы)

225643,

г. Лунинец, ул. Чапаева, 56

(801647) 3 33 74,

3 33 97

 

  1.  

УО «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

Овощевод, садовод

Лица                                     с интеллектуальной недостаточностью

(после I отделения вспомогательной школы)

225766,

д. Жабчицы, Пинский р-н

(80165) 30 55 45

 

  1.  

УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения

Слесарь-ремонтник

 

Токарь

 

Фрезеровщик

Слесарь по ремонту автомобилей

Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью)

при наличии заключения МРЭК

 

225710, г. Пинск,

ул. Революционная, 20

(801653) 47099

 

  1.  

УО «Пинский государственный профессиональный лицей строителей»

 

Маляр, штукатур

Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды

225710 г. Пинск,

ул. Брестская, 141

(801653) 4 7029,   

4 77 58

 

  1.  

УО «Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

Овощевод

Каменщик

 

Слесарь по ремонту с/х машин

и оборудования

Лица                                     с интеллектуальной недостаточностью

(после I отделения вспомогательной школы)

225510, г. Столин, ул. Дзержинского, 123

(801655) 2 32 33,

2 11 32

Обучение

в интегрированных группах.

Возможно дистанционное обучение

свернуть

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

-выбор профессии за компанию;

-перенос отношения к человеку на саму профессию;

-отождествление учебного предмета с профессией;

-ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

-неумение определить путь получения профессии.

 2. Незнание самого себя:

-незнание или недооценка своих физических особенностей;

-незнание или недооценка своих психологических особенностей;

-неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

 3. Незнание мира профессий:

-       увлечение только внешней стороной профессии;

-       предубеждение в отношении престижности профессии;

-       незнание требований профессии к человеку;

-       устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

свернуть

Памятка выбирающему профессию

ыбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за и «против».                                                           

 С этой целью:

 Изучи глубже самого себя

  • Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям; прочти побольше книг, статей, журналов.

  Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и – действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

 Личный профессиональный план учащегося

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

 Характеристика профессионального плана:

  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
  • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т.д.);
  • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
  • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
  • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
  • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
  • согласованность плана с потребностями рынка труда.
свернуть

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?
свернуть