Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Чернавчицы
На базе УЗ «Брестская городская детская поликлиника №2» открыт Центр дружественного отношения к подросткам «АКЦЕНТ» ул. Сов. Конституции, 8В, 3-й этаж, телефон: +375 33 6387078 В Центре «АКЦЕНТ» оказывается комплекс медико-психолого- социальных услуг подросткам и молодежи.
Центр «АКЦЕНТ» руководствуется в работе такими принципами как: • Добровольность (поддерживаем и поощряем в подростках инициативу, самостоятельность, и стремление к развитию, обеспечивая осознанный выбор), • Доступность (имеется реальная возможность получения услуг: простота обращения вне зависимости от социального статуса и пола, комплексность оказываемой помощи в жизненных ситуационных проблемах подростков, есть возможность получить любую интересующую информацию), • Доброжелательность (деятельность консультантов основывается на понимании, принятии подростка, уважении, терпимости, в центре внимания – потребности, проблемы и возможности самих подростков), • Конфиденциальность (информация, полученная в процессе консультирования, не подлежит сознательному или случайному разглашению), • Анонимность (позволяет нашим клиентам преодолеть смущение, высказать свое мнение или описать свои эмоции).
Цель функционирования Центра «АКЦЕНТ»: • повышение информированности по вопросам профилактики инфекций и зависимостей. • формирование мотивации к здоровому образу жизни, • обеспечение условий для социализации подростков.
В Центре «АКЦЕНТ» можно получить: Консультации по вопросам формирования здорового образа жизни, психологического и репродуктивного здоровья, профилактики инфекций, передающихся половым путем; • по вопросам профессионального выбора; • помощь в случае возникновения кризисных психологических состояний.
Центр «АКЦЕНТ» оказывает следующие виды услуг: • Консультирование – индивидуальное и групповое • Диагностика – медицинский осмотр, психологическое тестирование • Психологическая коррекция как индивидуальная, так и групповая (тренинги, семинары) • Преемственность со специалистами учреждений здравоохранения, образования • Информационно-образовательная деятельность Целевая группа Центра «Акцент» – молодые люди в возрасте 10-24 лет. Вас проконсультируют специалисты-консультанты Центра: ✓ психолог, ✓ врач акушер-гинеколог
Время работы Центра «АКЦЕНТ»: Понедельник-пятница Мы ждем Вас по адресу: г.Брест, ул.Сов.Конституции,8В, 3-й этаж, каб.309,311 телефон для записи : +375 33 6387078 www.akcent.bgdp2.by
Целевая группа Центра «НовыЯ» – молодые люди в возрасте 10-24 лет
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В ЦЕНТРЕ «НовыЯ» МОЖНО ПОЛУЧИТЬ:
НАШИ СОТРУДНИКИ
ПСИХОЛОГ Евгения Ивановна Осетрова кабинет 149 |
ПСИХОЛОГ Пономарёва Дарья Александровна кабинет 145 |
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА Екатерина Андреевна Оксютчик кабинет 147 |
|||
Вторник
|
12.30 – 19.00
|
Понедельник
|
09.00 – 15.30
|
Понедельник |
09.00 – 17.00 |
Вторник |
09.00 – 17.00 |
||||
Среда |
8.00 – 14.30 |
Среда |
12.30 – 19.00 |
Среда |
08.00 – 17.00 |
Четверг |
8.30 – 15.00 |
Пятница |
09.00 – 15.30 |
Четверг |
09.00 – 17.00 |
Пятница |
09.00 – 17.00 |
График работы центра
Понедельник 09.00 – 17.00
Вторник 09.00 – 19.00
Среда 08.30 – 19.00
Четверг 08.30 – 17.00
Пятница 09.00 – 17.00
Как к нам попасть?
По предварительной записи по номеру телефона (0162) 30-33-48
СВЯЗЬ С ЦЕНТРОМ: АДРЕС: Г.БРЕСТ, УЛ. БОРИСА МАСЛОВА, 4/2, 1 ЭТАЖ, КАБ.145,147,149
КОНТАКТЫ
ТЕЛ.: (0162)30-33-48
Как научиться общаться лучше? (упражнения по развитию навыков общения)
Научиться общаться лучше — вполне реально, это можно тренировать путем выполнения упражнений, так же, как тренируют мышцы тела. Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учится, и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.
В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того, чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так — глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы — не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется — ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидив его?
- узнайте, что он сам думает о своем поступке,
- начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»),
- никогда не критикуйте человека при посторонних — это унижает его достоинство; лучше — один на один.
Следующие упражнения помогут вам стать более общительным, понимающим и изменят ваши отношения с другими людьми к лучшему:
- Каждый день начинайте с улыбки своему отражению в зеркале. Плохое настроение оставляйте дома, а лучше всего расставайтесь с ним, как только оно возникло, не давайте ему развиться — срочно повысьте настроение любым способом.
- Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице, постарайся отгадать их на лицах других людей.
- Изобразите различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразите это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., пусть ваши друзья поотгадывают, что вы хотели изобразить.
- Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. Затем обсудите, какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми
людьми и с незнакомыми?
- Один человек-водящий закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Пообсуждайте, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать.
- Разыгрывайте различные ситуации общения и обсуждайте, как нужно в них поступать.
- Постоянно практикуйте свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, особенно с неприветливыми (спрашивайте дорогу, время, …). Задавайте вопрос так, чтобы вам приятно было ответить.
- Попробуйте за 3 дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами, спросить что-то). Увидите, насколько легче стало общаться.
- В группе попробуйте за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.
- Учите наизусть анекдоты, тосты, шутки, загадки, истории, чтобы блеснуть в компании. Тренируйтесь рассказывать их перед зеркалом.
- Ведите активный образ жизни: посещайте кружки, секции, клубы по интересам, соревнования, представления. Там вы найдете много друзей и не будете скучать, у вас будет о чем рассказать.
- Читайте книги по психологии общения и применяйте в жизни полученные знания.
Как поладить с учителем: 5 важных заповедей
Учителя - это люди, каждый день дающие тебе новые знания. Если ты учишься в первом, втором или третьем классе, у тебя только одна учительница, потом, в более старших классах их будет несколько - каждый из предметов будут вести разные преподаватели.
За школьную жизнь ты встретишь немало учителей, и все они будут очень разными. Одних ты будешь уважать и любить за их знания, справедливость и доброжелательность, другие будут казаться тебе занудами и злюками.
Именно от учителей во многом зависит, будешь ли ты идти на уроки с радостью или же через силу, словно на каторгу. Поэтому отношения с преподавателями лучше не портить. Тебе не нужно становиться "зубрилкой" и занудой, чтобы понравиться учителю. Обычно таких ребят преподаватели не очень жалуют, потому что "зубрилки" дальше учебника ничего не видят, и с ними просто скучно.
Какое впечатление ты производишь на свою учительницу? Если хорошее, то она будет относиться к тебе соответственно. Чтобы наилучшим образом зарекомендовать себя в глазах учителя, придерживайся следующих правил:
1. Не отвлекайся на уроке.
Недопустимо болтать с соседом по парте или читать журнал в то время, когда учительница объясняет новую тему. Она может расценить такое поведение как неуважение. Если ты потом будешь жаловаться, что ничего не понял(а) из нового материала, то учитель всегда может ответить: "А не нужно было заниматься посторонними делами на уроке!" После этого подходить к ней с просьбой о помощи, мягко говоря, неловко. И сложная тема рискует остаться для тебя непостижимой. А не вникнешь в нее, не поймешь и все остальное.
Помни, что ты ходишь в школу не развлекаться, а получать знания. Твое серьезное отношение к учебе убедит учительницу, что ты не легкомысленный ребенок, а ответственный ученик, который стремится к знаниям.
2. Не нужно бояться лишний раз обратиться за помощью к учителю, если ты что-либо не понял(а) из ее объяснений.
Но сначала попробуй разобраться сам(а), ведь запомнить собственное открытие намного проще, чем слова учителя. если ты не понял(а) тему в целом, возможно, разобраться в ней тебе помогут практические упражнения. Почитай еще раз правило и попробуй сам(а) выполнить задание. Можешь именно на этом этапе прибегнуть к помощи учительницы. На конкретном примере новый материал станет понятнее.
Не стоит требовать, чтобы она занималась исключительно с тобой на уроке, ведь ты не один(одна) в классе, лучше подойти к учительнице после урока и попроси объяснить то, что тебе непонятно.
Учитель - не милиционер, который только и думает, как бы подловить тебя на какой-нибудь оплошности и строго наказать, и незачем бояться лишний раз обратиться к нему за помощью. Твой интерес к учебе и твои хорошие оценки являются для преподавателя лучшей наградой - это значит, что его усилия вложить в учеников знания не пропали
3. Не обманывай доверие.
Например, представь такую ситуацию: ты обратился(лась) к учительнице с просьбой объяснить трудное правило или сложную задачу. Она согласилась помочь тебе, но только не на перемене, а после уроков. Но после того как прозвенел звонок с последнего урока, ты понял(а), что задерживаться в школе тебе ужасно не хочется, к тому же скоро по телевизору начнутся мультики, и, слившись с толпой ребят, незаметно выскальзываешь из класса. Не жди, что после этого случая учительница будет хорошо к тебе относиться, ведь она согласилась пожертвовать своим личным временем, чтобы помочь тебе, а ты даже не предупредив ее, сбежал(а) домой.
Когда ты в следующий раз обратишься к ней за помощью, она скорее всего скажет, что у нее нет времени заниматься с тобой индивидуально. Раз обманув учительницу, ты рискуешь надолго испортить с ней отношения.
Еще бывает, что некоторые ребята, не выучив урок, выдумывают в оправдание своей лени различные уважительные причины: то у них болела голова, то пожар в квартире был, то потоп, то инопланетяне приземлились на балконе. Не стоит злоупотреблять добротой любимой учительницы: обман рано или поздно раскроется, и доверие будет потеряно. И даже если потом ты будешь говорить правду, тебе не поверят.
4. Веди себя так, как полагается в школе.
Не срывай занятий и не сбегай с уроков. Учительница может расценить это как объявление войны, и тогда держись!
Некоторые плохие поступки учеников преподавательница может принять на свой счет. Она не догадается, что ты не осталась подежурить из-за любимых мультиков по телевизору, а подумает, что ее слова не имеют значения для тебя. Это усложнит твою школьную жизнь.
5. Пойми, что учитель - тоже человек.
Иногда тебе следует вспомнить, что учительница - тоже чья-нибудь мама или бабушка, и в её жизни тоже может быть много трудностей и проблем. И хотя она - терпеливая и сильная, не стоит доставлять ей лишние неприятности. Не веди себя на уроках так, как будто специально испытываешь её терпение. Отнесись с пониманием к её трудной работе.
Представь, что у учительницы тоже может болеть голова: как, например, у твоей мамы. Но она не может отменить из-за этого урок, а тут еще ты шумишь и нарушаешь дисциплину. Своим неподобающим поведением ты рискуешь вызвать гнев и недовольство учительницы, которая в данный момент и без твоего вмешательства чувствует себя не очень хорошо. В некоторых случаях очень важно не нарываться на грубость и понимать учительницу как близкого человека.
Потерять уважение и доверие легко, а вот вернуть - намного сложнее.
Иногда на это требуются годы, и поэтому, прежде чем сделать что-то, что может спровоцировать ссору с учительницей, подумай: дорожишь ли ты ее добрым расположением и доверием?
В случаях, когда ты все-таки каким-то образом испортил(а) отношения с учительницей, нужно срочно искать выход из этого неприятного положения, пока вражда не затянулась - потом исправить ситуацию будет намного труднее. Никогда не поздно извиниться за свой поступок или объяснить, почему ты не выполнил(а) какое-либо задание, но чем раньше ты это сделаешь, тем лучше. Твое объяснение если и не искупит плохого поступка, то хотя бы сгладит неприятное впечатление от него. Другой путь - очень долгий: хорошим поведением, успехами в учебе ты сможешь доказать учительнице, что ты не обманщик (ца) и не лентяй (ка).
Пойми, что УЧИТЕЛЯ - НЕ ВРАГИ, в задачу которых входит мучить тебя, а ДРУЗЬЯ, готовые всегда прийти тебе на помощь в трудной ситуации.
Рекомендации обучающимся при завышенной самооценке:
1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
3. Относись к критическим замечаниям со стороны друзей, одноклассников, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".
4. Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
10. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
13. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
14. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.
Упражнения по коррекции завышенной самооценки:
1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.
Рекомендации обучающимся с заниженной самооценкой:
1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.
3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
10. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
Упражнения по коррекции заниженной самооценки:
1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.
Лифт, подъезд, темный переулок… Потенциально опасных зон много. Защищаясь от агрессии, часто приходится рассчитывать только на себя! Не попадай в ловушку заведомо рискованных ситуаций.
Один дома…
Ты часто дома один? Не забывай закрывать дверь на цепочку. Кто-то постучал в окно? Громко крикни: «Папа! Иди сюда!» - и ни в коем случае не подходи к окну.
Звонок в дверь? Это не повод распахнуть ее мгновенно. Посмотри в глазок. Чтобы ни говорили незнакомые люди (сотрудник милиции, работник коммунальных услуг или почты, сослуживец родителей, сосед), дверь открывать нельзя.
Тебе говорят, что принесли телеграмму. Попроси зачитать ее вслух. Уверяют, что срочно нужно позвонить. Объясни, где находится ближайший телефонный автомат.
Кричат, что ты заливаешь соседей. Скажи: «Сейчас к вам придут», а сам проверь, есть ли вода на полу в ванной, туалете и кухне.
Тебя спрашивают: один ты дома или нет? Ответь утвердительно, что не один, папа спит (брат смотрит телевизор, мама разговаривает по телефону), и спроси, что нужно.
Незнакомцы решают ломать дверь? Звони в милицию («02»), в службу спасения (937-99-11), родителям, а если нет телефона или он не работает, выйди на балкон или открой окно и громко кричи «Пожар!»
Ты кого-то ждешь? Прежде чем открыть дверь, спроси: «Кто там?» - и не открывай на ответ: «Я». Пусть гость назовется, даже если тебе показалось, что ты узнал его по голосу или одежде, увиденной в глазок.
На каждый телефонный звонок, снимая трубку, говори: «Алло, Вас слушают», но никогда – «Квартира таких-то».
Извиняются, уверяют, что ошиблись номером, и спрашивают, какой это номер? Попроси продиктовать, какой набрали, не называя своего, спокойно сообщи, что ошиблись. Если незнакомец говорит по телефону непристойности, не вступай в диалог, положи трубку.
Позвонивший представляется другом твоих родителей и уговаривает тебя напомнить адрес, который он якобы забыл. Попроси перезвонить позже или сообщи рабочий телефон родителей, но не домашний адрес, даже если тебе показалось, что ты узнал человека по голосу. Не спеши называть его по имени, пусть он сам тебе представится. А когда «знакомые» твоих родителей скажут, что они скоро придут, попроси их подойти к определенному времени. Немедленно перезвони родителям, предупреди их об этом.
Ты все же открыл дверь и увидел незнакомых людей. Захлопни ее тут же! Они подставили в проем ногу? Урони на нее какой-нибудь тяжелый предмет (если он стоит рядом) или сильно ударь по ней своей ногой.
Никогда и никому не рассказывай о распорядке дня в твоей семье.
Не вешай ключи от квартиры на пояс или на шею, носи их в специальном кармашке.
Трудно открывается замок? Не проси о помощи посторонних, не доверяй им ключи, позвони в дверь напротив.
Если в дом проникли преступники и напали на твоих родителей, не пытайся с ними бороться. Беги из квартиры прочь, зови на помощь соседей, прохожих, громко кричи: «Пожар!».
Ты пришел домой, а дверь в квартиру открыта. Не заходи, осторожность не помешает. Обратись к соседям с просьбой позвонить от них домой и, если трубку не снимают, вызывай милицию.
Ты увидел возле квартиры постороннего, не подходи к нему, пройди в другой конец лестничной площадки, позвони к соседям. Когда они откроют, попроси их о помощи.
Ты вошел в квартиру, а на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи. Тут же выйди, позвони домой от соседей и, если тебе не ответят, звони в милицию.
Когда ты выходишь из квартиры «на минуточку» - за почтой или вынести мусор, - не забывай сначала посмотреть в глазок. И если на площадке посторонние, отложи поход.
Ты вышел из квартиры ненадолго – все равно закрой дверь на ключ, даже если ты будешь ее видеть.
Спускаясь за почтой или с мусорным ведром, видишь посторонних, тут же поднимись обратно. Забирая из ящика почту, не просматривай ее на площадке, вернись в квартиру.
Вне дома …
Если за тобой в школу приходит незнакомец и говорит, что его прислала мама (папа, бабушка, дедушка), и предлагает пойти с ним – откажись!
Никогда не защищай ценные вещи, не ставь под угрозу свою жизнь! Если не уверен, что убежишь, не спасайся от вымогателей бегством. На требования отдать деньги (кольцо, браслет, телефон плеер и др.), отдай их, не дожидайся, когда начнут истязать. Жизнь дороже!
Друзья подначивают тебя доказать свою смелость и удаль. Уговаривать украсть что-либо в магазине или ограбить пьяного. Лучше откажись и постарайся избавиться от такой компании. Это не удаль, это серьезное уголовно наказуемое преступление. Поговори о сомнениях в правильности действий своих друзей с родителями и другими взрослыми людьми, которым ты доверяешь.
Приятель предлагает шутки ради угнать чью-то машину или подержать в доме какие-то вещи. Откажись под любым предлогом: отец убьет, мать найдет чужое и устроит скандал, дядя – милиционер, ты уже и так на учете в милиции.
Товарищ зазывает осмотреть чердак или подвал? Не ходи сам и его отговори.
На вечеринке у новых знакомых тебе предлагают наркотики? Сошлись на плохое самочувствие и уйди. Ни наркотики, ни лекарства, действия которых ты не знаешь, принимать нельзя. Не ведись на примитивное: «Что слабо?» и «Ты что, маменькин сыночек?». Ты же не так глуп! Не становись жертвой маньяков.
Неужели, спросишь ты, вокруг одни воры, маньяки, хулиганы и преступники? И опасность стать жертвой так велика? Нет, конечно. Просто в большинстве несчастных случаев ты можешь подставиться сам. Не напрашивайся на неприятности! Наивность и доверчивость до добра не доведут.
Правила простых «НЕ»
Чтобы не стать легкой добычей, достаточно соблюдать несколько очень простых «не».
Не подходи к подъезду, когда там маячит незнакомец. Дождись соседа с большой собакой (мусорным ведром, детской коляской). Не заходи в подъезд, если он плохо освещен, а на лестнице полно спящих бомжей, пьяниц, наркоманов. Попроси кого-нибудь из домашних или соседей встречать и провожать тебя.
Не выбегай из подъезда стремглав, спокойно открой дверь. Можно наскочить на встречного с острым предметом в руках. Или рядом с подъездом как раз в это время будет разворачиваться машина – попадешь прямо под колеса.
Будь осторожен при знакомствах. Никогда не соглашайся идти в гости к незнакомцам. И если этот незнакомец с дамой, это не гарантия безопасности. На приглашение незнакомца (почтальона, сторожа, дворника) зайти к нему в квартиру (гараж, сарай, подвал) , чтобы посмотреть что-либо интересное (экзотическое животное, новый компьютер и т.п.), говори «НЕТ!».
Не вступай в разговор, если кто-то просит телефон, чтобы позвонить. Такую ситуацию можно заранее просчитать: группа подростков вдруг резко направляется в твою сторону. Сразу перейди через дорогу или зайди в первый попавшийся магазин.
Не садись в машину, ни в легковую, ни в грузовую, даже если за рулем или в салоне женщина. Вот рядом с тобой останавливается машина. Водитель говорит, что ищет улицу (главного героя для своего фильма), и предлагает прокатиться, показать нужную улицу или подвезти по пути. Ответь категорическим отказом.
Опасайся медленно едущих рядом машин, не ходи близко к дороге. Водитель вышел из машины и идет к тебе. Беги как можно быстрее в первый попавшийся двор, там остановись и крикни: «Мама!» (папа, дядя Сережа), и помаши рукой, будто увидел именно того, кого звал. И не важно, что ты живешь в другом доме и в окне никого нет, вряд ли преступник будет всматриваться в окна, привлекая к себе внимание.
Если на улице кто-то долго и упорно идет за тобой, обратись к милиционеру, военнослужащему или любому взрослому, вызывающему у тебя доверие. Можешь попросить у них помощи. Не сворачивай на темную улицу, когда тебе кажется, что за тобой идут. Надежда, что преследователь тебя потеряет, очень мала. Иди по хорошо освещенной улице. В этом случае не только он видит тебя, но и ты, что немаловажно.
Если на пути есть магазин, зайди в него и обратись за помощью к охраннику или администратору. Позвони от них домой родителям. Пусть они за тобой приедут.
Не выставляй на всеобщее обозрение ключи от дома, телефон, плеер, дорогие часы или украшения. Не пересчитывай деньги в людном месте. Ты задержался допоздна в гостях, компьютерном клубе, на секции – попроси близких встретить тебя возле метро или приехать за тобой на машине.
Если предполагаешь позднее возвращение, не одевай слишком открытую одежду, не наряжайся, как на обложке журнала. Твой вызывающий наряд может спровоцировать нападение.
Никогда не думай, что если противник выглядит тщедушным, ты легко его победишь. В данном случае он хозяин положения, и тебе о нем ничего не известно.
Если тебе приходится добираться на попутной машине, сообщи по телефону родителям номер и марку машины, приметы водителя. Не играй вблизи дорог или стоящих автомобилей. Не лазай в подвалы и на чердаки.
Если ты уходишь из дому в отсутствии родителей, сообщи им по телефону (отправь SMS, оставь записку), куда и с кем идешь, где тебя искать и во сколько будешь обратно.
Отправляясь с родителями или друзьями в магазин или на большой праздник, обязательно договорись, где ты будешь их ждать, если вы разминетесь. Ни в коем случае не уходи с обозначенного места, даже если к тебе начнут подходить незнакомые люди и обещать свою помощь в розыске родителей или ссылаться на то, что это они их прислали.
Если ты потерялся, зайди в первый попавшийся магазин (кинотеатр, больницу, аптеку, отделение милиции) и попроси их связаться по телефону с твоими родителями.
Не назначай встреч в безлюдных, неосвещенных местах (парках, скверах).
Если незнакомец угощает тебя мороженым или соком – вежливо откажись. В «подарок» могут быть подмешаны психотропные средства. Если посторонний человек пытается тебе что-то предложить, особенно то, о чем ты давно мечтал, скажи «нет». Помни: легких денег не бывает, и если кто-то предлагает большие деньги за ничегонеделание, этот человек опасен.
Преступники - люди разные, но все они схожи в одном: застигают тебя врасплох и играют на твоей доверчивости и наивности. Слезы о мольбе т пощаде их совершенно и не трогают, а угроза выдать провоцирует на убийство. Помни наши рекомендации и будь осторожен!