Школьная библиотека

ШКОЛЬНАЯ       БИБЛИОТЕКА

Добро пожаловать! Вы лишь переступите

Порог библиотеки – чудный миг!

Вас ожидают дивные открытия,

Познания и мудрость в мире книг!                                     

                                                                   Библиотекарь

                      Левчук

           Светлана Владимировна 

 

График работы библиотеки:

понедельник ,вторник, среда, пятница: 9.00 – 17.30

четверг: 14.00 – 17.00

суббота: 9.00-14.00

выходной день: воскресенье

 

Магистр — просвещенья сезам.

Ваш гид по бескрайним просторам,

По стройным рядам стеллажей

В прилежность своим формулярам

С любовью встречает друзей.                                 

Как стражник стоит разделитель,   

Здесь полки для книг о любви,

А рядом живут ожиданьем

Журналы, газеты, стихи.

По мягким ковровым дорожкам

Читатель идёт за мечтой,

Душа,  прикасаясь к обложке

Печатной, цветет красотой.

Библиотека является структурным подразделением школы и её информационным центром, обеспечивающим учебной,  художественной, отраслевой и справочной литературой, периодическими изданиями, информационными материалами всех своих читателей.

 Фонд школьной библиотеки насчитывает: Учебной литературы – 14 190 экземпляров; Художественной литературы – 12 790 экземпляров; Периодических изданий – 30 наименований журналов и 11 наименований газет.

Библиотека располагает  персональным компьютером, принтером 

 

План работы библиотеки на 2024/2025 учебный год

здесь                                                              

свернуть

План работы библиотеки в шестой школьный день

БИБЛИОТЕКАРЬ - УЧИТЕЛЮ!

 

Новые поступления методической литературы:

Воропаева, В.С.

       Литературное чтение в 3 классе: учебно – методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/В.С.Воропаева. – Минск: Национальный институт образования, 2019.- 182с.

Антипова, Н.Б.

     Русский язык в 3 классе: учебно – методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/Н.Б.Антипова. – Минск: Национальный институт образования, 2019.- 216с.

Пикулик, В.В.

    География в 6 классе: учебно – методическое пособие для учителей общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/В.В.Пикулик, Е.Г. Кольмакова. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 200с.: ил.

Трафимова, В.Г.

     Человек и мир. 3 класс: книга для чтения : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус.яз. обучения/ Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 176с.: ил.

свернуть

БИБЛИОТЕКАРЬ - РОДИТЕЛЯМ!

                                               Детство без книг – это не детство.

                                                                              Это как будто вас отгородили от волшебного места,

                                                                                                где можно по - настоящему стать счастливым.                                                              

                                                                                                                                                     Астрид Линдгрен

 

Как чтение книг детям влияет на их развитие

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг. В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык. С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности.

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо.

Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя.

Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?». Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом. Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму. Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку.

 

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» — а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание — это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают  раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ,  как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать. Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день. Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу. И наблюдайте, как начинается волшебство.

ЧТЕНИЕ ПЕРЕД СНОМ

Когда мама по вечерам присаживается к малышу на кровать и открывает книгу – в этом есть особое значение. И оно не только и не столько в том, чтобы передать ребенку полезную информацию, которая содержится в книгах.

Ритуал и чувство безопасности

Прежде всего, чтение на ночь – это ритуал для ребенка. А значение ритуалов заключается в ощущении безопасности, которое они дают. Если взрослый, встав утром, не почистит зубы, как он привык, не умоется и не наденет привычную одежду, он будет чувствовать дискомфорт. У каждого человека есть потребность в том, чтобы в его жизни присутствовали какие-то повторяющиеся изо дня в день вещи.

Если каждый вечер в одно и то же время мама будет присаживаться с книгой к малышу на кровать и читать ему, это станет для малыша ритуалом, который будет давать ему чувство комфорта и безопасности.

Контакт с мамой и базовое доверие к миру

Ритм, с которым читает мама, ее интонация, улыбки, комментарии, тепло ее тела и запах – все это успокаивает малыша и дает знание о том, что его любят, с ним общаются, ему что-то объясняют, он значим. А это для ребенка означает, что и мир такой же добрый, ласковый, нежный и чуткий. То есть ритуал перед сном – это еще и важный момент в формировании базового доверия к миру. Человек, у которого с детства сформировано базовое доверие к миру, серьезные стрессовые ситуации в своей жизни (пожар, авария, конфликты) переносит, не разрушаясь: он все равно эмоционально переживает, у него даже может быть депрессия, но это заканчивается со временем, он при этом не начинает пить и бросаться во все тяжкие.

Таким образом, чтение на ночь – это контакт с мамой, который необходим ребенку для развития. Подменяя чтение книг просмотром мультфильмов, мама лишает малыша такого важного контакта. Ребенок может и сам себя развлечь перед сном, но это лишь в том случае, если он в течение дня получает общения с мамой в достаточном количестве, «напитывается» контактом. И это не обязательно касается книг. Это могут быть любые занятия с мамой, при которых она на некоторое время полностью посвящает себя малышу, а не говорит одновременно по телефону, не смотрит «одним глазом» любимое телешоу и не помешивает одной рукой суп на плите.

Возможность задать тревожащие вопросы

Когда малыш помыт, одет в пижаму и лежит в постели под одеялом, а мама включает ночник, садится рядом и начинает читать, для него наступает тот интимный момент близости с мамой, когда он может разрешить какую-то важную внутреннюю проблему, задать волнующие, тревожащие вопросы, которые накопились в течение дня, недели или  месяца. И во время чтения ребенок может прервать маму и задать вопрос, совершенно не относящийся к сюжету. Часто мама начинает нервничать по этому поводу: «Я тебе читаю, а ты не слышишь!». На самом же деле у малыша в течение дня, в другой обстановке, не было возможности спросить о том, что действительно его волновало: возможно, что-то его испугало, было сильное впечатление, или присутствовали другие люди. Важно не одергивать ребенка, заставляя сконцентрироваться на книге, а быть чутким по отношению к нему.

Главное – не перестараться

Часто мамы, которые много времени и сил посвятили чтению книг с ребенком, жалуются, что все вроде бы делали правильно, а ребенок подрос и вообще утратил интерес к книгам. Это значит, что они перегнули палку. Мотивы у мамы могут быть разными:

маму заботит интеллектуальное развитие чада, и тогда она читает книги, строго подходящие по возрасту, те, что, на ее взгляд, лучше развивают его интеллектуальное мышление, логику и т.д. При этом собственные потребности ребенка и его личные предпочтения во внимание не берутся. Таким образом, для ребенка чтение превращается в нудную задачу, выполнение которой пользы не приносит;

мама компенсирует то, что недополучила в детстве. Возможно, ей хотелось, чтобы ее родители давали ей больше контакта, но она в силу определенных причин этого не получала, и тогда она решает, что ребенок должен получить то, что недополучила она. В этом случае собственные потребности ребенка опять выносятся на второй план;

читая книгу, мама только функционально находится с ребенком. Она ставит себе задачу прочитать главу и механически читает ее.

 

Правила чтения

 

Итак, как правильно читать книги, чтобы это занятие действительно приносило пользу малышу:

Дайте возможность ребенку выбрать книгу самому. Предложите несколько книг на выбор – даже если малыш еще не знает ни одной буквы, он увидит картинки и выберет ту книгу, герои которой более всего отвечают его текущим потребностям. И если ребенок уже в пятый раз просит прочесть ему одну и ту же книгу, значит, он каждый раз действительно находит в ней что-то важное для себя;

Не насилуйте детей книгами. Если ваш ребенок в данный момент не хочет читать, а хочет просто поговорить, не стоит переживать из-за того, что он забудет предыдущую главу и недополучит в развитии. Если вы исполните текущую потребность малыша, это принесет больше пользы для его развития;

Чтение должно приносить радость. А для этого оно не должно быть механическим;

В процессе чтения важно быть полностью с малышом. Это значит, мама не должна в это время находиться в каких-то своих отстраненных мыслях;

Дайте возможность малышу задавать вопросы, даже если эти вопросы не касаются сюжета книги.

Совместное чтение перед сном – только маленькая часть установления взаимоотношений с мамой, а через нее и со всем окружающим миром. И если этот живой родной контакт подменять механическими вещами – мультфильмами, игрушками, книгами, врученными для самостоятельного чтения, – ребенок будет чувствовать себя очень одиноко.

Советы  родителям

  • Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
  • Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
  • Если Ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на Ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
  • Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  • Если Вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием:  цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
  • Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку.  Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
  • Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из подписного каталога. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

 

https://mchildren.ru/novogodnie-detskie-knigi/    Новогодние книги для детей

https://mchildren.ru/stihi-vzroslyh-poetov-serebryanogo-veka-dlya-detej/  поэты серебряного века для детей

https://mchildren.ru/dedushkina-kopilka-kniga-dlya-chteniya-detyam-pered-snom/ книги перед сном

https://mchildren.ru/kak-lechit-porvannye-knigi/ как лечить книги 

свернуть

Памятка читателю

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1  Правила пользования библиотекой разработаны в соответствии с Кодэксам Рэспублики Беларусь аб культуры, положением о библиотеке учреждения.

1.2 Правила пользования школьной библиотекой  (далее – библиотека) регламентируют общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права и обязанности библиотеки и пользователя.

  1. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

2.1 Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, законные представители учащихся школы.

2.2. Пользователи имеют право:

2.2.1 На библиотечное, информационное и справочно – библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересам.

2.2.2 Бесплатно получать полную информацию о составе и содержании библиотечных фондов, консультационную помощь в поисках источников информации.

2.2.3 Бесплатно получать для временного пользования документы библиотечного фонда.

2.2.4 Получать  доступ к информационным ресурсам библиотеки.

2.2.5 Принимать участие в культурных мероприятиях, проводимой библиотекой.

2.2.6 Пользоваться в читальном зале техническими средствами.

2.2.7 Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

  1. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

3.1 Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов, сотрудники школы и законные представители учащихся – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2  На каждого пользователя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя – документ, удостоверяющий факт и дату выдачи пользователю изданий из фонда библиотеки и приема их библиотечным работником.

3.3  При записи в библиотеку пользователь должен быть ознакомлен с правилами пользования библиотекой.

3.4  На дом документы выдаются пользователям сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно, не считая учебников, не должно превышать пяти.

3.5 Учебная, методическая литература выдается пользователям на срок обучения в соответствии с программой.

3.6 Выдача учебных изданий учащимся осуществляется работниками библиотеки с участием педагогических работников.

3.7 Учебные издания на учебный год выдаются учителям начальных классов и классным руководителям, которые:

3.7.1 Получают издания в библиотеке, выдают учащимся и организуют ремонт и сдачу их в конце учебного года.

3.7.2 Выставляют оценку состояния издания в специальной графе в начале и конце учебного года.

3.7.3 Заполняют журнал выдачи учебных изданий и ведут его в течение учебного года.

3.7.4 Осуществляют контроль за сохранностью, проводят беседы, конкурсы по воспитанию бережного отношения к книге.

3.8 Выдача учебных изданий лицам с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания, осуществляется из фондов центров коррекционно – развивающего обучения и реабилитации педагогическим работником, который назначается приказом директора школы.

3.9 Учащимся, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания (при наличии) по формуляру читателя.

3.10 Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее документов, срок пользования которыми истек.

3.11 Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, электронные документы на дом не выдаются.

3.12 Число документов фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки , не ограничивается.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

4.1 Выполнять правила пользования библиотекой.

4.2 Бережно относиться к библиотечному фонду.

4.3 При выбытии из школы пользователь обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.4 Пользователь обязан:

4.4.1Возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок.

4.4.2 Не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета.

4.4.3 Бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы).

4.4.4 Соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.

4.4.5 Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию.

4.5 Пользователь, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе и копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. При утере, повреждении электронного носителя (диска) пользователь должен возместить электронный носитель ( диск) , а учреждение образования – обеспечить запись соответствующей информации на данный носитель.

4.6 За утерю документа из фонда библиотеке или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители, опекуны, попечители.

4.7. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок 1 месяц. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, пользователи несут административную, гражданско – правовую или уголовную ответственность.

  1. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Библиотека обязана:

5.1 Обслуживать пользователей библиотеки учреждения образования в соответствии с правилами пользования библиотекой.

5.2 Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3 Не использовать сведения о пользователях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно – производственных.

5.4 Давать полную информацию пользователям  библиотеки о наличии документов в фонде, систематически информировать их о вновь поступивших документах.

5.5 Оказывать помощь в выборе необходимой литературы.

5.6 Предоставлять пользователям (читателям) возможность пользования каталогами, библиографическими  и информационными  ресурсами.

5.7 Систематики следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда.

5.8 Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями школы.

5.9 Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечного фонда, создать необходимые условия для хранения документов.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
поделиться в: