Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Чернавчицы
Памятка пешехода
Быть пешеходом — это очень ответственно. Дорожное движение — сложный процесс, но его безопасность зависит от поступков каждого человека, а значит, и от тебя. Ты должен строго соблюдать правила дорожного движения. Особенно важно уметь вести себя на улице, переходить дорогу и знать правила для пешеходов.
Правила безопасного поведения на дороге:
1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет — по обочине (по краю проезжей части) обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.
2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.
3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по подземному или надземному пешеходному переходу, а при их отсутствии по пешеходному («зебра»).
4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка. Если по близости нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, дорогу переходи по кратчайшему пути. И только там, где дорога без ограждений и хорошо видна в обе стороны, посмотрев внимательно налево и направо.
5. Начинай переходить дорогу, только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.
6. Не переставай следить за обстановкой на дороге во время перехода.
7. Нельзя перелезать через ограждения.
8. Если дорога широкая, и ты не успел перейти, переждать можно на «островке безопасности».
9. Играть в игры на дороге и на тротуаре опасно. Строго запрещено выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас вовремя.
10. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обозначь себя световозвращающим элементом (элементами).
11. Не задерживайся и не останавливайся на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности.
12. При приближении транспортного средства с включенными маячками синего или синего и красного цветов пешеходу запрещается переходить проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть ее, соблюдая меры предосторожности.
13. Если ты только что вышел из автобуса и тебе необходимо перейти на другую сторону, то лучший вариант — это дождаться, когда транспорт отъедет от остановки. Другой вариант — пройти к установленному месту перехода — пешеходному переходу, обозначенному дорожным знаком или разметкой, либо пройти к месту установки светофора и лишь здесь безопасно перейти дорогу.
14. Даже на дорогах, где редко проезжает транспорт, во дворах домов, нужно быть всегда внимательным и не забывать о своей безопасности. Не переходить дорогу не посмотрев вокруг, ведь автомобили неожиданно могут выехать из переулка.
15. При ожидании транспорта стой только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Пешеход, помни!
От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!
СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Уважаемые ребята!
Вы знаете, что мы с вами живем в век стремительного технического прогресса во всех областях деятельности человека. Техническое совершенствование Белорусской железной дороги также не стоит на месте, ее развитие позволило значительно повысить вес и скорость движения поездов. На некоторых участках железной дороги скорость поездов достигает до 140 км/ч. При больших объемах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов железная дорога является зоной повышенной опасности.
Однако очень часто некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, бросать снежки, камни и другие предметы в проходящие пассажирские поезда, подкладывать посторонние предметы на рельсы перед движущимся поездом, кататься на велосипедах, роликах, скейтах, санках и сноубордах.
Устраивая подвижные игры на территории объектов железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но жизнь и здоровье окружающих людей, локомотивной бригады и пассажиров, едущих в поезде.
Вы уверены, что услышав сигнал, поданный машинистом, успеете отойти в безопасное место. Увы, многие из вас за такую самоуверенность расплачиваются жизнью, а оставшиеся в живых получают тяжелейшие травмы, делающие их инвалидами.
ВСЕГО 11 "НЕ" - МОЖЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАВМАТИЗМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ:
1. НЕ ходить по железнодорожным путям!
2. НЕ перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом (чтобы остановить поезд, идущий со скоростью 100-120 км/ч, требуется от 700 до 1000 метров тормозного пути!)
3. НЕ прыгать с платформ!
4. НЕ подлезать под платформу и подвижной состав!
5. НЕ играть вблизи железнодорожных путей!
6. НЕ кататься на кабинах и крышах поездов!
7. НЕ класть на пути посторонние предметы (это может привести к катастрофам)!
8. НЕ бросать камни в движущийся поезд (это приводит к увечью или смерти пассажира, который может оказаться так же и вашим родственником, одноклассником, другом или близким человеком!).
9. НЕ переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.
10. НЕ пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и не разговаривать по сотовому телефону (при этом можно не услышать сигнала машиниста электропоезда)!
11. НЕ находиться в охранных зонах контактной сети, не набрасывать на провода контактной сети, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также не подниматься на опоры (напряжение в проводах контактно, составляет около 30 000 вольт, приближаться к ним на расстояние ближе метров опасно)!
Железная дорога не опасна для тех, кто соблюдает правила, к внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. А правила железнодорожного транспорта просты, надо просто их выполнять.
К сожалению, в прошлом году вследствие собственной неосторожности и игнорирование правил безопасности на железнодорожном транспорте травмированы трое несовершеннолетних:
- 04.04.2015 на станции Брест-Полесский в г. Бресте, поездом №6333 сообщением «Хотислав-Брест» травмирован несовершеннолетний учащийся одного из колледжей г.Бреста 1999 года рождения, который шел вдоль железнодорожных путей, слушая музыку через наушники и накинув на голову капюшон.
- 09.07.2015 на 637 километре перегона Пинск-Ясельда в г.Пинске Брестской области, поездом №6361 сообщением «Лунинец-Брест» травмирована несовершеннолетняя жительница г.Пинска 1997 года рождения, которая переходила пути по пешеходному переходу при работающей светозвуковой сигнализации, не услышала сигналы, подаваемые машинистом поезда из-за громкой музыки в наушниках.
- 16.08.2015 на 5 пути станции Оранчицы в Пружанском районе Брессткой области, при контакте с высоковольтной линией электропередач, электрическим током травмирована несовершеннолетняя учащаяся УО «Линовская средняя школа» 2001 года рождения, которая поднялась на вагон и, находясь там, пыталась сфотографироваться - сделать «селфи», при этом оказалась в непосредственной близости от высоковольтной линии электропередач.
Напоминаем вам, что нахождение на железнодорожных путях, переход их в не установленных местах, озорство, хулиганство и необдуманные поступки всегда связаны с риском и опасностью для жизни, во избежание чего вам необходимо строго соблюдать установленные на железной дороге правила безопасного поведения.
Следует помнить, что за проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.5 ст.18.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, влекущая наложение штрафа. Административная ответственность за совершение данного правонарушения наступает с 14 лет.
Кроме того, за материальный вред, причиненный несовершеннолетним не достигшим 14 лет, отвечают его родители, усыновители или опекун. Если такой вред причинен несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, то он самостоятельно несет ответственность, а в случае отсутствия у него доходов или иного имущества вред должен быть возмещен его родителями, усыновителями или попечителями.
Видимо, должно пройти время, чтобы присутствие фликера стало нормой, как заложенное в самом раннем детстве «посмотри налево, посмотри направо». А пока - помимо массированной информационной кампании - примерно 30 штрафов в сутки только в Минске за «невидимость».
К сожалению, в вопросах личной безопасности порой большую роль играет страх наказания, нежели стремление сохранить свою жизнь и здоровье. Немало водителей начали пристегиваться ремнем безопасности только из-за того, что «попались».
У многих пешеходов также возникают вопросы, которые, казалось бы, возникать не должны. Формулировки самые разные, но смысл один: в каких случаях фликер необязателен, а в каких за его отсутствие штрафуют.
В любом случае, закон написан для специалистов, нам же - простым, в данном случае, пешеходам - требуется разъяснение. На наши вопросы ответил начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Миноблисполкома Олег Тюрин.
Когда «должен», а когда «рекомендуется»
Согласно требованиям правил дорожного движения, в частности пункта 17.1, «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».
Пункт 17.3 ПДД гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».
Таким образом, пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу пешеходу лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя световозвращающими элементами. Административная ответственность нами применяется только в случаях нарушения требования, описанного в пункте 17.1 ПДД.
Нужен ли фликер?
Фликеры можно заметить в основном на женских сумочках, на детских колясках, на рюкзаках школьников младших классов.
В принципе, города и малые населённые пункты хорошо освещены, и если пешеход идет по тротуару освещенной улицы без фликера, требований Правил дорожного движения он не нарушает. Никаких вопросов в этом плане к нему не возникнет.
В жилой зоне транспортному средству разрешается двигаться со скоростью не более 20 км/ч - это предписано Правилами, да и быстрее вряд ли поедешь: где из-за припаркованных на узких улочках автомобилей и трудностей при встречном разъезде, где из-за ямочности, где из-за «спящих полицейских», где из-за плотного пешеходного движения и т.д. В общем, водитель, двигаясь с малой скоростью, постоянно начеку, и у него ситуация «под контролем». При возникновении малейшей опасности он успевает затормозить и избежать аварии.
Что не скажешь о загородных трассах, где скорость основного транспортного потока 100-120 км/ч, это в лучшем случае. Современные автомобили позволяют двигаться гораздо быстрее, и, к сожалению, некоторые водители, забывают о безопасности и совершают ДТП.
Из объяснений водителей-участников аварий выясняется, что, выехав на просторную, хорошую трассу после городских заторов, трудного рабочего дня и «накрученных» нервов, у них возникало желание просто «прокатиться с ветерком». Через некоторое время, когда монотонная поездка уже усыпила бдительность водителя, а скорость в 120 км/ч становилась привычной, обязательно при встречном разъезде и притом внезапно возникала какая-нибудь опасность в виде переходящего проезжую часть пешехода, движущегося велосипедиста или стоящего на краю проезжей части автомобиля. Почти во всех случаях водители обнаруживали опасность только перед самим капотом и не успевали даже принять экстренное торможение - и случалось ДТП. Меньше всего водитель ожидал вот такой встречи с пешеходом в десятках километров от города.
Внушительная часть пострадавших и погибших пешеходов за пределами города - это жители города. Когда они по той или иной причине оказываются вне городской черты, они не экипированы. Мало ли бывает ситуаций - сломалась машина, отстал от поезда, от автобуса, засиделся у знакомых, а необходимо возвращаться в Минск - и человек без светоотражающих элементов попадает под колеса.
А когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения, не ориентируется ни в пространстве, ни во времени и шагает по дороге, не обращая ни на кого и ни на что внимания, не обозначенный фликерами, и впоследствии оказывается пострадавшим в ДТП - очень частая картина для окрестностей Минска.
Велосипедист на большой дороге
Согласно ПДД, присутствие на одежде светоотражающих элементов у велосипедистов не обязательно. Главное, чтобы сам велосипед был оборудован «катафотами» - спереди белого, сзади красного цвета. Мы же настоятельно рекомендуем велосипедистам, кроме того, светоотражающие жилеты, шлемы, налокотники, наколенники. Поверьте, эти рекомендации «продиктованы» жизнью и людским горем.
Согласитесь, если катафот будет заляпан грязью или повернут, отогнут неизвестно в какую сторону - а его светоотражающая поверхность должна быть направлена перпендикулярно по отношению к предполагаемому приближающемуся транспортному средству - то тогда гарантии, что водитель увидит велосипедиста и будет иметь возможность вовремя снизить скорость или просто объехать - никакой. Световозвращающий жилет прекрасно виден со всех сторон и с дальнего расстояния.
Когда водитель становится пешеходом
В ряде стран Западной Европы наличие в автомобиле жилета со световозвращающими вставками обязательно. Это продиктовано самой жизнью, и со временем мы также придем к такой норме.
Однако в настоящее время в Беларуси наличие светоотражающего жилета для водителей имеет только рекомендательный характер.
Особенно мы рекомендуем его грузоперевозчикам и водителям, которые управляют транспортом с вероятностью возникновения некоторой технической неисправности в дороге.
Заметьте, что на полочке заднего стекла, либо на спинке сиденья водителя, переднего пассажира 70-80% легковых автомобилей, которые ездят по Минску, по автодорогам около столицы, лежит светоотражающий жилет. Это при том, что его наличие - всего лишь рекомендация, и административное взыскание наложить из-за того, что этого жилета нет, мы не имеем права.
Однако имеется один нюанс - водитель, вышедший из автомобиля, «автоматически» может считаться в этом отношении пешеходом. Особенно если водитель будет ремонтировать машину где-нибудь на загородной неосвещенной дороге и курсировать - то к багажнику, то к капоту, то в салон, - в отношении него может быть составлен протокол.
Не стоит считать это придиркой инспектора. На моей памяти - четыре-пять происшествий, когда ночью водители, выйдя из автомобиля с целью ремонта, забывали об осторожности и попадали под колеса проходящего мимо транспортного средства.
Фликер на ошейнике
Что касается необходимости обозначения домашних животных световозвращающими элементами - такого нет. Однако владелец домашнего животного обязан обеспечить его безопасное пребывание в зоне, непосредственно приближенной к автомобильной дороге и исключить его самовольный выход на проезжую часть.
Впрочем, однажды вечером, я, управляя автомобилем, лично видел, как через дорогу метнулась какая-то тень, и блеснул фликер на высоте 10 сантиметров. Первое, что подумал: кто-то пьяный переползает через дорогу, и резко затормозил. Проехав чуть дальше, увидел на обочине кота - мало, что глаза зеленым светятся, еще и фликер на ошейнике.
Если я вижу собаку, кота с фликером - у меня возникает уважение к их хозяину. Человек решил обезопасить домашнего питомца, и он достаточно дальновиден. Наверняка, в первую очередь он позаботился о своей безопасности и безопасности близких.
Фликер - не панацея
Не нужно из фликера делать панацею.
Конечно, если фликер, скажем так, «удачно расположен» на одежде, когда вы переходите дорогу в неустановленном месте, водитель вас увидит за 150 метров и снизит скорость. Но бывают случаи, когда на правой руке светоотражающая повязка, а пешеход переходит дорогу при движении транспорта с левой по отношению к нему стороны - вроде световозвращающий элемент есть, а пользы никакой.
Повесив фликер на одежде спереди, знайте, что водитель вас не увидит, если автомобиль будет двигаться в том же направлении, что и вы. Поэтому, если нарушаешь Правила дорожного движения, фликер не убережет от ДТП. Необходимо двигаться навстречу транспортному потоку, по обочине. Если видите, что приближается машина, сделайте шаг в сторону, к обочине, пропуская ее.
Поэтому фликер фликером, но необходимость соблюдать правила и быть внимательным на дороге никому не помешает.
И еще одно замечание - каждый третий пострадавший пешеход был в состоянии алкогольного опьянения.
Кому платить штраф
Составить административный протокол в отношении пешехода-нарушителя имеет право сотрудник ГАИ или участковый инспектор милиции, и больше никто.
Например, сотрудник патрульно-постовой службы милиции может выявлять нарушения, но ограничивается предупреждениями. Если есть необходимость, он подводит человека к сотруднику Госавтоинспекции, и тот уже протоколирует нарушение. Имеет право изымать с проезжей части нетрезвого пешехода, доставлять его в медицинское учреждение или РОВД.
За отсутствие световозвращающих элементов в случаях, описанных в пункте 17.1 ПДД, предусмотрена административная ответственность, в соответствии со статьей 18.23 КоАП, в виде предупреждения или штрафа в размере половины базовой величины, за совершение такого нарушения в состоянии алкогольного опьянения - в виде штрафа до 3 базовых величин.
Статистика и жизни
На сегодняшний день с первого января на территории Минской области в целом зарегистрировано 1273 ДТП, в которых 378 человек погибло, 1333 получило травмы.
Из общего числа ДТП в Минской области 391 случай - это наезды на пешеходов. Если сравнить статистику года текущего с аналогичным периодом прошлого года, то увидим, что количество несчастных случаев с пешеходами на дорогах снизилось на 18%. Не исключено, что в этом есть и доля заслуги наступательных мер милиции в профилактике ДТП данного вида, и строгие требования ГАИ по применению СВЭ пешеходами дают положительный результат.
Несмотря на то, что количество ДТП, произошедших из-за отсутствия фликеров у пешеходов, снижается, каждый погибший или пострадавший - это результат нашей недоработки в вопросе информированности населения и профилактической работы. Положительная динамика для нас - не повод расслабиться, а наоборот, стимул к тому, чтобы усиливать работу в этом направлении.