Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Чернавчицы
Экологическая игра “Мусор в лесу”
Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5 минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:
Примеры обоснования ответов:
Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.
Эмоциональные ситуации
Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде ,как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.
Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.
Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.
|
Команда "Экологи" приветствие 1 балл
|
Команда "Юннаты" приветствие 1 балл |
"Остров загадок" максимум 5 баллов
|
"Остров загадок" максимум 5 баллов
|
« Лучший знаток сказок» максимум 5 баллов
|
« Лучший знаток сказок» максимум 5 баллов |
"Грибная полянка" по 1 баллу за правильный ответ
|
"Грибная полянка" по 1 баллу за правильный ответ
|
"Заветная шкатулка природы" максимум 6 баллов
|
"Заветная шкатулка природы" максимум 6 баллов |
Гонка за капитаном 14 баллов
|
Гонка за капитаном 14 баллов |
"Вопросы-шутки" 9 баллов или 18 баллов ( если сам 2 б, если с команды 1б)
|
"Вопросы-шутки" 9 баллов или 18 баллов ( если сам 2 б, если с команды 1б) |
Конкурсная программа "Мы – друзья природы"
Цели:
Активизировать познавательную деятельность детей.
Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
Способствовать сплочению коллектива класса.
Предварительная подготовка:
Подготовка рисунков, оформление выставки.
Подготовка раздаточного материала для конкурсов
Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
Подбор музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование: магнитофон, карточки с вопросами;
плакаты с изображением животных; музыкальный молоточек для аукциона;
предметы и картинки с живой и неживой природой.
Плакаты:
Ход занятия
Под крышей голубой огромной Солнышко рыжее живет, А ночью среди звездных тучек Танцует звездный хоровод.
И лес живет, под синим небом, И дождь, и грозы, и цветы, И яблоньки в саду зеленом, Твоя семья живет и ты.
Большой, огромный этот дом, Вон сколько птиц, цветов в нем и народа, Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.
Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.
Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.
Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.
Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.
Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
Ответы:
Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.
III. Конкурс «Эрудит».
Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.
Назовите 10 домашних животных.
Назовите 10 животных на букву А.
Назовите 10 птиц.
Назовите 10 рыб.
Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
Назовите 10 диких животных обитающих в России.
В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.
Загадки:
1. Я увидел: на опушке Гриб растет, на нем веснушки. Все, как на подбор. Значит, это – ... (Мухомор.) 2. Ах, зеленая коса… Не девица, а краса. Только прячется в темнице Эта красная девица. (Морковь.)
3. Длинный хвост и белобока И трещит, значит – ... (Сорока.)
4. Он питается лишь травкой, Дружит с каждой он козявкой, Зелен весь, как огуречик. А зовут его – ... (Кузнечик.)
5. Он зубастый, серый, злой. На пути его не стой! За зайцем гоняется. Кем он называется? (Волк.)
6. Все с цветка да на цветок, Запасет она медок. Ее день рабочий долгий. Кто та труженица? (Пчелка.)
7. Кто спешит к нам в хоровод Прямо в ночь под Новый год? Кто пушистая, в иголках? Ну, конечно, это – ... (Елка.) |
8. Кто природе помогает, Кто лучами не ласкает, Загляни в оконце? Это наше ... (Солнце.) 9. Кто румян и краснощек? У кого мясист бочок? Кто скажите тот сеньор? Ну, конечно, ... (Помидор.)
10. Все под ним зазеленеет, Травку напоить умеет. Если зонтик не возьмешь, И тебя намочит ... (Дождь.)
11. Очень любят солнышко Розовые глазки. На полянке в рассыпную – Словно бусы в сказке. Под листочком, посмотри-ка,- Поспевает ... (Земляника.)
12. У воды сидит певица, Очень уж старается. Из всех ее стараний Ква-ква получается. (Лягушка.)
13. Словно кружевом расшита Зеленая рубашка. Так по лугу разбрелась Белая ... (Ромашка.) |
Каждой команде раздаются карточки с вопросами.
Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?
- Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?
Гриб. (Лисичка.)
Бездельник. (Ленивец.)
Маршрутка. (Газель.)
Денежная единица Болгарии. (Лев.)
Военный корабль. (Броненосец.)
Автомобиль. (Ягуар.)
Шахматы. (Конь, слон.)
Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
Безбилетный пассажир. (Заяц.)
Пешеходный переход. (Зебра.)
Река. (Тигр.)
Торговая марка. (Пума.)
Оборонительное заграждение. (Еж.)
Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
Жилище животного. (Норка.)
Символ Беларуси. (Зубр.)
VII. Конкурс «Отгадай животное».
Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).
VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».
Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.
После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.
- Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.
Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».
Чтец 1.
Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ.
Чтец 2.
Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное сияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величия С высоты обрушилась на нас.
Чтец 3.
Два крыла как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину. Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла:
Чтец 4.
Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе- Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.
Чтец 5.
Мы порой со смущеньем отводим глаза, Увидав беспризорного грустного пса, Убеждаем себя, что не мы виноваты, Если в нашем подвале плачут котята. Только знайте: мечтают животные все О хозяине добром, о своем уголке, Мечтают вас вечером ждать у дверей, Тереться о ноги хозяйки своей. На улице ждут их холод и вьюга, А в доме всегда есть местечко для друга. Если вам тесно в квартирах огромных, Вы покормите животных бездомных.
(Г. Ульянова)
Итог занятия.
- В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:
Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
Что вы узнали нового с нашего занятия?
Почему надо много знать о природе?
Чье выступление вам больше всего понравилось?
Веремчук О.Н., учитель биологии