Методическая копилка

Рассказ об Энергии:Методическое пособие для учителей

Интерактивная игра "Экологический калейдоскоп"

Экологическая викторина "В гостях у леса"

Презентация "15 способов экономить воду"

Сценарий внеклассного мероприятия "Твой экологический след"

Экологическая игра “Мусор в лесу”

Экологическая игра “Мусор в лесу”

       Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5 минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
  • Металлическая консервная банка.
  • Стеклянная бутылка.
  • Пластиковая бутылка.
  • Бумажные фантики от конфет.
  • Гвозди.
  • Кожура банана, огрызки яблок.
  • Метла из веток.
  • Старая футболка.
  • Газеты.
  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: 

Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

Эмоциональные ситуации

Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде ,как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.

Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.

 

свернуть

Природные достопримечательности Беларуси

Экологическое путешествие "Друзья природы"

Экологическое путешествие «Друзья природы»

  Составила Козляковская И.В., учитель начальных классов

 

Цели:

  • Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся;
  • Развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности;
  • Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля.

Аудитория: учащиеся 3 класса

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

- Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам нашей планеты. Природа - первооснова красоты и величия. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.

У всех из нас есть мать одна По имени Природа. У ней для всех хватает доброты, И мы живем, запечатлев навеки В душе её прекрасные черты- Поля, луга, леса, моря и реки.

(Во время чтения стихотворения показываются слайды с изображениями красивых уголков природы.)

- Но бережём ли мы эту красоту? По утверждению многих ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен хорошо знать природу и стать немного экологом. Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: "Охранять природу – значит, охранять Родину".

- Сегодня вы можете показать свои знания в этой области. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело. И вам будет сопутствовать удача. Оценивать ваши успехи будет компетентное жюри.

1 тур "Давайте познакомимся!"

Объявляются команды - участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз. ( по 1 баллу)

1 команда "Экологи"

2 команда "Юннаты"

Соперников наших мы знаем, Удачи желаем мы им. Но твердо жюри объявляем: В обиду себя не дадим!

Мы ждём - не дождемся сраженья И баллов тревожный подсчёт. Не бойтесь, друзья, поражения, Нас в бой капитан повезёт.

Вывешивается карта- схема путешествия.

2 тур "Остров загадок"

- Начинаем путешествие. Сначала мы поплывём на корабле, но по пути нам нужно остановиться на таинственном "Острове загадок", где обитают разные животные и птицы и богатый растительный мир. А какие, вы узнаете, отгадав загадки. (5 баллов)

Загадки для команды "Экологи"

1) Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

2) В земле живёт, Под землёй ползет, За собой ходы оставляет, Землю разрыхляет. (Земляной червь)

3) Среди зверей кто самый главный? Храбрый, с гривою шикарной, Он не привык скрывать свой гнев, Зверей он царь, свирепый… (Лев)

4) Не барашек и не кот, Носит шубку круглый год. Шубка серая – для лета. Для зимы другого цвета. (Заяц)

5) Серая скала, У скалы - два крыла, Длинный трос, К скале прирос, Скала на месте не стоит- Топчет землю и трубит. (Слон)

Загадки для команды "Юннаты"

1) В жаркой Африке гуляет, Длинной шеей удивляет, Сам высокий, будто шкаф, Жёлтый, в пятнышках …  (Жираф)

2) Чутко спит большая кошка, Уши в кисточках-сережках. Ей не скажешь слово "брысь", Потому что это... (Рысь)

3) Кто на жердочке сидит, Сам с собою говорит? Кто же это, угадай? Догадался? (Попугай)

4) В одежде богатой, Да сам слеповатый. Живет без оконца, Не видя солнца. (Крот)

5) Всё время по лесу он рыщет,  Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щёлк,  Кто скажите это ... (волк)

 

3 тур «Лучший знаток сказок»

Учитель: Вам надо сейчас соединить линией название птицы с автором и названием произведения.

            (У каждой команды на столах карточка).

Жюри оценит правильную работу в 5 баллов.

 

Попугай                           А.Пушкин  «Сказка о царе Салтане»     Сова                                Г.-Х.Андерсен  «Дюймовочка»

Ласточка                           Г.Остер  «38 попугаев»

Лебедь                              Э.Успенский  «Дядя  Фёдор,  пёс  и  кот»

Галчонок                         А.Милн  «Вини  Пух  и  все,  все,  все».

                       

   

 

 

 

Правильный  вариант задания.

                 

    Попугай                           А.Пушкин  «Сказка о царе Салтане»   

  

    Сова                                Г.-Х.Андерсен  «Дюймовочка»

 

    Ласточка                           Г.Остер  «38 попугаев»

                        

     Лебедь                              Э.Успенский  «Дядя  Фёдор,  пёс  и  кот»

   

      Галчонок                         А.Милн  «Вини  Пух  и  все,  все,  все».

                       

   

 

 

4 тур "Грибная полянка" (1/0 баллов отвечают по очереди)

- Продолжим путешествие по лесным тропинкам.

Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов - малюток - всего мм. Многие грибы очень" дружат" с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Ребята, а как правильно надо собирать грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, аккуратно срезать ножом)

- Написать названия съедобных грибов. Какая команда больше напишет.

(Ответ: белый гриб, грузди, рыжики, маслята, подосиновики, подберёзовики, волнушки, дубовики, шампиньоны, сморчки, строчки, опята, моховики, козляка, сыроежки, свинушки, зеленушки и др.)

 

5 тур. "Заветная шкатулка природы"( по 1 баллу за правильный ответ) правильную цифру команда поднимает вверх

В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением, и обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена. В этой "Заветной шкатулке" спрятались некоторые из них. По описанию надо назвать животных. (Из каждой команды выходят по одному ученику и берут из шкатулки карточку с заданием. Команды готовятся и отвечают.)

Карточка 1.

Бородатый и рогатый

Показать вам силу рад я.

И сосну согнуть в дугу

я конечно же могу.

1) зубр

2) медведь

3) волк

Карточка 2.

Он живёт на крыше дома

Длинноногий, длинноносый

И летает на охоту

За лягушками к болоту.

1) цапля

2) чёрный аист

3) филин

Карточка 3.

Меньше тигра, больше кошки

Над ушами – кисти-рожки

С виду кроток, но не верь.

Страшен в гневе этот зверь!

1) волк

2) лиса

3) рысь

Карточка 4.

Он рогатый и усатый.

Многоногий и крылатый.

Издаёт гудящий звук

При полёте толстый …

1) жук-олень

2) сова

3) паук

Карточка 5.

Крупнее, чем лягушка

 пучеглазая подружка

И, конечно, все слова

Заменяет словом «ква».

1) ворона

2) камышовая жабы

3) квакша.

Карточка 6.

Всем известный тихоход,

По делам она ползёт.

В панцирь прячется от страха

Долгожитель …

1) болотная черепаха

2) рак

3) краб.

 

Во время проведения игры проводится  физкультминутка:

(Дети хлопают в ладоши на хорошие поступки, а на плохие тихо топают.)

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Топают)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Топают)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Хлопают)

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? (Хлопают)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Топают)

Если мусор уберу

Банку закопаю? (Хлопают)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю.

 

6 тур. Гонка за капитаном максимум могут набрать 14 баллов каждая команда Учитель по очереди задаёт каждой команде по вопросу: -Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (лиса) -Птичий домик.(гнездо) -Дерево-символ нашей Родины.(берёза) -Ночная птица.(сова)

-Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц) -Курица мужского рода.(петух) -Кто спит под своими ушами.(заяц или осел) -Какая трава жжет?.(крапива) -Зимнее логово медведя.(берлога) -Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица? (сорока) -Колобок, обросший иголками. (ёжик) -Кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича?(лягушка) -Из какого дерева делают спички?(осина или дуб )

-У кого самый чуткий «нос»? (у бабочки).

-Что снесла курица? (яйцо) -В воде купался, сухим остался.(гусь) -Какая рыба в праздники надевает шубу.(селёдка) -Нос птицы.(клюв) -У кого уши на ногах? (у кузнечика) -Что теряет лось каждую зиму?(рога) -Что случается с пчелой после того, как ужалит?(умирает) -Двоюродные братья зайцев.(кролики) -Какая птица выводит птенцов зимой?(клёст) -Какая рыба к старости становится горбатой?(горбуша) -Чем больше колец, тем старше жилец.(дерево) -Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь.(ящерица) -Кто спит вниз головой?(летучая мышь) -Ребёнок овцы.(ягненок) 7 тур "Вопросы-шутки" (Каждый член команды получает по вопросу и  если отвечает сам получает 2 балла, а если с команды помощь 1 балл)

Для команды "Экологи"

1.     Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

2.     Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

3.     От чего утки плавают? (от берега)

4.     Сколько ног у паука? (8)

5.     Первые весенние птицы (грачи)

6.     Что делает ёж зимой? (спит)

7.     Каркуша - это : (ворона)

8.     Какая змея самая большая? (анаконда)

9.     Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

Вопросы-шутки для команды "Юннаты"

1.     Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

2.     Во что превратит буква "к" лён, если встанет рядом? (Клён)

3.     Дерево с шишками (ель, сосна)

4.     Какие камни в море? (мокрые)

5.     Целый день летает, всем надоедает (муха, комар)

6.     Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

7.     Первый весенний цветок (подснежник)

8.     Он есть и в море и на шахматной доске? (морской конёк)

9.     Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)

8 тур  Экологические  знаки.( Получают 3 знака и 6 стихотворений, правильно соотнести и выразительно прочитать. Максимум 2 балла за знак)

1 страница устного журнала С плакатом выходят 2 учащихся 1 ученик : -На заре зеленую березку На краю весеннего села Полоснул ножом своим подросток Мимоходом, в шутку не со зла. 2 ученик

– Не ломай ветви деревьев и кустарников, не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву. 2 страница устного журнала С плакатом выходят 2 учащихся 1 ученик : - Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет Замечательный букет. 2 ученик

 - Нельзя рвать цветы, так  как растения не смогут размножаться 3 страница устного журнала С плакатом выходят 2 учащихся 1 ученик : -Я кузнечика словила, В банку с травкой посадила. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит. 2 ученик

- Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных 4 страница устного журнала С плакатом выходят 2 учащихся 1 ученик:

 -Огонь траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Он, как испуганная стая белок рыжих, Метался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели. С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. 2 ученик :

-Не оставляйте  непотушенными  костры  в  лесу!

5 страница устного журнала

С плакатом выходят 2 учащихся 1 ученик

-Лес наш сказочно богат, Угощает всех ребят. Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой. 2 ученик

- Не повреждай ягодные кустики и не вырывай их с корнем . 6 страница устного журнала С плакатом выходят 2 учащихся 1 ученик:

- Бутылки и банки бросаем в походе, Не разлагается мусор в природе. Пришли через год на полянку И обнаружили свалку. 2 ученик :

-Не оставляй после себя мусор в  лесу

9 тур ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

1.     На экскурсии по лугу дети увидели купальницы. Гена хотел сорвать их и принести в класс. Ира предложила выкопать их и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Как ты думаешь? (цветы занесены в красную книгу, трогать их нельзя)

2.     Можно ли истребить всех комаров? К чему это приведёт? (нарушаться цепи питания, пострадают животные, питающиеся комарами)

3.     Телеграмма. Мы – птицы. Нам зимой очень холодно, но страшнее  холода для нас – голод. Мы любим сало. Только, пожалуйста, не кладите в кормушку солёное сало, а то у нас болят животики.  Какие это птицы? (синицы)

4.     Телеграмма.   Мы – первая зелень и за это нас ломают, ломают все, кому не лень. Мы даже боимся распуститься первыми. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!!! Ваши зелёные друзья.   Кто прислал телеграмму? (ива, черёмуха, сирень)

5.     На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то, сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала всё реже, а когда он заболел, сказала маме : « Больной собаке не место в доме, пусть живёт на улице». Правильно ли поступила девочка? (нет, мы в ответе за тех, кого приручили)

6.     Можно ли на берегу реки мыть автомобили? Почему? (нельзя, техническая грязь , попадая в реку, вредить всему живому)

7.     Телеграмма.   Каждую весну мы цветём, чтобы доставить людям радость, а нас срывают. Нас осталось очень мало, одни листья. Мы похожи на маленькие колокольчики.  Помогите!  Что это за цветы? (ландыши)

8.     Телеграмма.   Мне нужна помощь, срочная! Вылезли жуки, жуют всё подряд. Зимой они сидели на 2 метра вглубь, запрятались, а сейчас на деревья напали. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь. Нужна срочная помощь.   Кто это? Как можно помочь? (дятел)

9.     Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что костёр в лесу разжигать нельзя? (кострище в лесу не зарастёт 5-7 лет, а до полного разложения банке нужно 90лет, а пакету -200)

10.                      Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головке цветка.   «Что ты делаешь?» - спросила бабушка.  «Пчёл прогоняю, они жалят цветы». Бабушка улыбнулась , и, подозвав внука, что-то сказала ему. После этого Олег выбросил прутик, сказав: «А я и не знал об этом.  Что рассказала ему бабушка? (пчёлы опыляют цветы и помогают им размножаться)

10 тур "Важный совет"

Будешь беречь и холить землю зелёную, весёлую - и сам будешь сыт, здоров и весел, человек.)

Давайте прочитаем, какие правила должен воспитывать в себе человек, которому небезразлична природа.

Слайд.

1.     Охранять природу как источник материальных благ, здоровья и духовного богатства человека.

2.     Изучать законы природы.

3.     Оказать практическую помощь в охране природы и умножать её богатства.

4.     Вести борьбу с браконьерами и всеми, кто наносит ущерб природе.

5.     Вести борьбу против несанкционированных свалок.

6.     Быть верным девизу "Охранять природу - значит охранять родину!"

Мы ответственны за судьбу своего общего дома -планеты Земля. Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Давайте будем Беречь планету! Во всей Вселенной Красивей нету. Во всей Вселенной Совсем одна! Что будет делать Без нас она?

- О чем мы  с вами сегодня беседовали?

- Как вы считаете, эта тема важна для нас сегодня?

- Почему?

Подведение итогов членами жюри, поздравления и вручение грамот.

 

Команда "Экологи" приветствие  1 балл

 

 

 

 

Команда "Юннаты" приветствие  1 балл

"Остров загадок" максимум 5 баллов

 

 

 

"Остров загадок" максимум 5 баллов

 

« Лучший знаток сказок» максимум 5 баллов

 

 

 

« Лучший знаток сказок» максимум 5 баллов

"Грибная полянка" по 1 баллу за правильный ответ

 

 

 

"Грибная полянка" по 1 баллу за правильный ответ

 

"Заветная шкатулка природы" максимум 6 баллов

 

 

 

"Заветная шкатулка природы" максимум 6 баллов

Гонка за капитаном  14 баллов

 

 

 

Гонка за капитаном 14 баллов

"Вопросы-шутки" 9 баллов или 18 баллов ( если сам 2 б, если с команды 1б)

 

 

 

"Вопросы-шутки" 9 баллов или 18 баллов ( если сам 2 б, если с команды 1б)

 

свернуть

Конкурсная программа "Мы - друзья природы"

Конкурсная программа "Мы – друзья природы"

Цели:

Активизировать познавательную деятельность детей.

Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.

Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.

Способствовать сплочению коллектива класса.

 

Предварительная подготовка:

Подготовка рисунков, оформление выставки.

Подготовка раздаточного материала для конкурсов

Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.

Подбор музыкального сопровождения.

 

Материалы и оборудование: магнитофон, карточки с вопросами;

плакаты с изображением животных; музыкальный молоточек для аукциона;

предметы и картинки с живой и неживой природой.

 

Плакаты:

  1. Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)
  2. Каждый по-своему чем-то хорош: Поганка и ежик, лягушка и еж! Нет ни цветка, ни зверька, ни куста, Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)

Ход занятия

Под крышей голубой огромной Солнышко рыжее живет, А ночью среди звездных тучек Танцует звездный хоровод.

И лес живет, под синим небом, И дождь, и грозы, и цветы, И яблоньки в саду зеленом, Твоя семья живет и ты.

Большой, огромный этот дом, Вон сколько птиц, цветов в нем и народа, Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!

 

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.

Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.

Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.

Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.

Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

 

Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.

 

  1. Конкурс «Живая и неживая природа».

Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.

Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.

Ответы:

Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.

Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.

 

  1. Конкурс «Животные».

От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.

 

III. Конкурс «Эрудит».

Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.

Назовите 10 домашних животных.

Назовите 10 животных на букву А.

Назовите 10 птиц.

Назовите 10 рыб.

Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.

Назовите 10 диких животных обитающих в России.

 

  1. Конкурс «Загадки».

В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.

Загадки:

1. Я увидел: на опушке Гриб растет, на нем веснушки. Все, как на подбор. Значит, это – ... (Мухомор.)

2. Ах, зеленая коса… Не девица, а краса. Только прячется в темнице Эта красная девица. (Морковь.)

 

3. Длинный хвост и белобока И трещит, значит – ... (Сорока.)

 

4. Он питается лишь травкой, Дружит с каждой он козявкой, Зелен весь, как огуречик. А зовут его – ... (Кузнечик.)

 

5. Он зубастый, серый, злой. На пути его не стой! За зайцем гоняется. Кем он называется? (Волк.)

 

6. Все с цветка да на цветок, Запасет она медок. Ее день рабочий долгий. Кто та труженица? (Пчелка.)

 

7. Кто спешит к нам в хоровод Прямо в ночь под Новый год? Кто пушистая, в иголках? Ну, конечно, это – ... (Елка.)

8. Кто природе помогает, Кто лучами не ласкает, Загляни в оконце? Это наше ... (Солнце.)

9. Кто румян и краснощек? У кого мясист бочок? Кто скажите тот сеньор? Ну, конечно, ... (Помидор.)

 

10. Все под ним зазеленеет, Травку напоить умеет. Если зонтик не возьмешь, И тебя намочит ... (Дождь.)

 

11. Очень любят солнышко Розовые глазки. На полянке в рассыпную – Словно бусы в сказке. Под листочком, посмотри-ка,- Поспевает ... (Земляника.)

 

12. У воды сидит певица, Очень уж старается. Из всех ее стараний Ква-ква получается. (Лягушка.)

 

13. Словно кружевом расшита Зеленая рубашка. Так по лугу разбрелась Белая ... (Ромашка.)

 

  1. Конкурс «Экологический».

Каждой команде раздаются карточки с вопросами.

Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?

Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?

Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.

Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?

 

  1. Конкурс «Ассоциации».

- Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?

Гриб. (Лисичка.)

Бездельник. (Ленивец.)

Маршрутка. (Газель.)

Денежная единица Болгарии. (Лев.)

Военный корабль. (Броненосец.)

Автомобиль. (Ягуар.)

Шахматы. (Конь, слон.)

Компьютерный манипулятор. (Мышь.)

Безбилетный пассажир. (Заяц.)

Пешеходный переход. (Зебра.)

Река. (Тигр.)

Торговая марка. (Пума.)

Оборонительное заграждение. (Еж.)

Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)

Жилище животного. (Норка.)

Символ Беларуси. (Зубр.)

 

VII. Конкурс «Отгадай животное».

Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)

 

Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)

Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)

 

Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).

 

VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».

Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.

После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.

- Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.

Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».

Чтец 1.

Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ.

Чтец 2.

Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное сияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величия С высоты обрушилась на нас.

Чтец 3.

Два крыла как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину. Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла:

Чтец 4.

Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе- Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.

Чтец 5.

Мы порой со смущеньем отводим глаза, Увидав беспризорного грустного пса, Убеждаем себя, что не мы виноваты, Если в нашем подвале плачут котята. Только знайте: мечтают животные все О хозяине добром, о своем уголке, Мечтают вас вечером ждать у дверей, Тереться о ноги хозяйки своей. На улице ждут их холод и вьюга, А в доме всегда есть местечко для друга. Если вам тесно в квартирах огромных, Вы покормите животных бездомных.

(Г. Ульянова)

 

Итог занятия.

- В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:

Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?

Что вы узнали нового с нашего занятия?

Почему надо много знать о природе?

Чье выступление вам больше всего понравилось?

 

Веремчук О.Н., учитель биологии

 

свернуть