Медиабезопасность

Как не стать жертвой при осуществлении финансовых операций в сети Интернет

04.09.2020

ОУР КМ Брестского РОВД предупреждает! 

Что сегодня может быть проще, чем купить в интернете понравившийся товар? Совершить такую покупку может даже ребенок или пользователь, не вполне уверенно владеющий навыками работы с персональным компьютером. Этот процесс обусловлен тем, что большинство людей сегодня все чаще испытывает дефицит свободного времени и тратить его на походы по магазинам, особенно в поисках обычных товаров, стало для многих недоступной роскошью. Кроме этого, купить или продать товар в сети Интернет стало очень просто благодаря огромному числу торговых площадок, которые делают этот процесс максимально быстрым и удобным, предоставляя возможность оплаты с использованием банковских платежных карт и доставки товара в любой уголок мира.

Наиболее распространены способы совершения преступлений

  1. «Предоплата» (обман продавца)

Суть данного способа заключается в том, что злоумышленник выступает в роли покупателя. На одной из интернет-площадок с объявлениями он находит продавца и копирует его контактные данные. После чего ищет его в мессенджерах (социальных сетях), представляясь покупателем. В ходе переписки, злоумышленник сообщает, что товар ему понравился и он хочет его приобрести в связи с чем уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного карт-чека о перечислении средств). Для того, чтобы получить данные средства продавцу высылают ссылку на поддельную страницу (она выглядит как один из разделов официального сайта интернет-площадки или банковского учреждения), где продавцу нужно ввести номер своей карты, имя держателя, срок действия, CVV-код указанный на оборотной стороне карты (информацию, содержащуюся в СМС-сообщении, поступившем из банка, для подтверждения получения предоплаты). После получения конфиденциальных сведений, злоумышленник совершает хищение средств.

  1. «Доставка» (обман покупателя)

Злоумышленник размещает объявление на интернет-площадке о продаже товара по крайне выгодной цене. После того, как потенциальный покупатель начинает вести переписку во внутреннем чате площадки, злоумышленник под различными предлогами убеждает его продолжить общение в мессенджере или социальной сети. Во время общения мошенник уговаривает покупателя внести предоплату или оформить доставку, и чтобы развеять сомнения покупателя, сообщает о якобы новой услуге удержания (холдирования) средств, которая появилась на торговой площадке, т.е., если доставка не произойдет, то торговая площадка автоматически вернет средства на карту. При этом покупателю высылается ссылка на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу торговой площадки или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты (далее осуществляются действия по схеме обмана продавца).

  1. Использование социальных сетей

Осуществив несанкционированный доступ к персональным аккаунтам пользователя сети Интернет, злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» потерпевшего просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть ее фото или просто номер, срок действия и иные реквизиты, при этом, хоть в большинстве своем школьники банковских карт не имеют, но желая помочь «другу» очень часто используют карты своих родственников и друзей. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона и либо пытаются похитить со счета телефона деньги или наоборот используют его как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, переводя их затем дальше, чтобы запутать свои следы (практически во всех случаях хищения денежных средств со счетов мобильных телефонов потерпевшие еще сообщали преступнику персональные коды, приходящие в виде смс-сообщений на телефон).

  1. Звонок от «представителя» банка с просьбой срочно предоставить необходимую информацию

Преступники от имени сотрудников банка сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Для маскировки преступники используют функцию «подмены номера», как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона, заданный злоумышленником. Это могут быть номера банковских учреждений или иных абонентов, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным. Получив необходимую информацию о реквизитах карты, преступники осуществляют хищение.

Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:

-        вести общение с покупателями (продавцами) только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);

-        ведя общение с пользователем стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);

-        очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;

-        уточнить у собеседника номер телефона если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку (очень часто злоумышленники используют номера телефонов, взятые в аренду на непродолжительное время и физического доступа к нему, не имеют);

-        использовать отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети Интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход в виде заработной платы, стипендии или пенсии;

-        избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки.

-        если Вы все же перешли по подобной ссылке и видите уведомление о том, что в системе имеется денежный перевод и для его получения необходимо ввести данные банковской платежной карты, ни при каких обстоятельствах не вводите запрашиваемые сведения, так как это прямой путь к утрате собственных средств.

-        если Вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке произвести блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге.

-    если Вам поступил звонок из «банка» ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме.

-    уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы.

-    если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд Вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на Вас кредит или что если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения.

 

свернуть

Интернет-зависимость

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Чем опасна интернет-зависимость

При длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.

Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти — не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности.

Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя чудовищно много времени у экранов мониторов, мы портим свое зрение, у многих появляется тунельный синдром запястья.  Интернет - зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.

 Интернет-зависимость — проблема современного общества!

Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах.

  • Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.
  • Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.
  • Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр.
  • Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги.
  • Еще одной разновидностью интернет-зависимости является так называемое киберсексуальное влечение – это навязчивая тяга к просмотру порнофильмов в сети и занятию киберсексом.
  • Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание с торрент трекеров видео и аудио материалов в целях создания собственной базы и т.д.

Интернет-зависимость сопровождается:

1) ЭЙФОРИЯ ОТ ПРЕБЫВАНИЯ В СЕТИ

Человек может испытывать радость только от интернета, без него он жизни не представляет. В то время, как здоровый человек при отсутствии доступа в интернет спокойно находит себе другие занятия.

2) ПОТЕРЯ КОНТАКТА С РОДСТВЕННИКАМИ И ДРУЗЬЯМИ

Человека невозможно заставить даже пойти прогуляться. Такие люди готовы отказаться от самых интересных предложений ради интернета.

3) ТЕРЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ

У человека не получается контролировать свое пребывание в интернете.  Например, решив провести в сети 15 минут, он вдруг обнаруживает, что прошло уже несколько часов.

4) НЕТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Человек даже в самый напряженный рабочий или учебный день найдет время, чтобы зайти в интернет, проверить социальные сети,  поиграть или просто побродить по страницам интернета.

5) ПОСТОЯННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕМ

Человеку кажется, что тема интернета интересна абсолютно всем, поэтому выходя на контакт с людьми, он обсуждает только интернет и все, что связано с ним.

6) УХУДШЕНИЕ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Влияние интернет-зависимости распространяется на память человека, сон, питание. Возможны проблемы с позвоночником и суставами.

7) ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Человек становится раздражительным, агрессивным, появляется тревожность 8) БОЛЬШИЕ ФИНАНСОВЫЕ ТРАТЫ НА ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТЕ

Такие траты создают дыру в бюджете. Порой это происходит тайно от семьи или в ущерб своим основным потребностям.

 КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ?

Любое лечение начинается с признания проблемы. Без этого этапа все остальное не имеет никакого смысла. Далее следует найти корень проблемы. Это может быть связано с депрессией, проблемами в семье, потерей интереса к жизни.

Борьба с интернет-зависимостью:

1) ОТКАЗ ОТ ИНТЕРНЕТА НА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ

Один из непростых вариантов, но может оказать значительное положительное влияние.

2) ХОББИ ПО ДУШЕ

Это может быть что угодно. Например, можно отправиться в поход, встретиться с друзьями, путешествовать, фотографировать, читать книги.

3) РЕАЛИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ

Зачастую психологическая зависимость от интернета связана с невозможностью человека реализовать себя как личность.

Посещение курсов, чтение литературы, общение с друзьями,  новые знакомства в реальной жизни помогут решить эту проблему.

4) ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ ВРЕМЕНИ, ПРОВЕДЕННОГО В СЕТИ

Это касается тех, кто не имеет возможности исключить интернет. Способы: блокировка сайтов, которые отвлекают от нормальной жизни, установка таймера на время в интернете, копирование страниц с необходимой информацией и изучение ее без интернета.

5) ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ

Можно посещать тренажерный зал, бегать по утрам, заниматься танцами, йогой. Добиваясь успехов на спортивном поприще, снизится потребность самовыражения в интернете.

6) ЗАНЯТИЕ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ

Нелюбимая работа — одна из причин интернет-зависимости. Ведь, если человек занимается важным любимым делом, то у него нет времени, чтобы без цели сидеть в интернете.

Чтобы найти такое дело, нужно прикладывать усилия, например, проходить курсы, тренинги, изучать что-то новое.

7) ВЫКЛЮЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА, ЕСЛИ В НЁМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ

Не нужно держать его работающим в фоновом режиме. Пусть тоже отдыхает.

8) ИСКЛЮЧЕНИЕ  ПРИЕМОВ ПИЩИ ЗА КОМПЬЮТЕРНЫМ СТОЛОМ

Лучше накрыть себе красивый стол, используя любимую посуду. Даже если трапезничать придется в одиночестве.

9) ОТРЕГУЛИРОВАННЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

Нужно установить четкое время сна, добавить спортивные упражнения, прогулки, встречи с друзьями.

10) ПОСЕЩЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Хороший врач поможет установить причину зависимости и подскажет пути лечения, если самостоятельно сделать это сложно. Самое главное в избавлении от зависимости —  это жесткий самоконтроль. Только он поможет избавиться от заболевания и сделать жизнь в реальности интересной и насыщенной.

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Старайтесь, чтобы в семье царили добрые, гармоничные отношения. Особенно это важно для школьников. Говорите им чаще о своей любви, о том, что они находятся в прекрасном возрасте и впереди у них неограниченные возможности изучения окружающего мира. Тогда интернет-зависимость школьников не перерастет в опасную болезнь.

Маленькие дети также подвержены риску зависимости. Не рекомендуется устанавливать запрет на компьютеры и смартфоны, ведь любой ребенок будет искать возможность обойти его. Действенным будет наполнить жизнь малыша событиями, на фоне которых интернет будет уже не так интересен. Больше гуляйте с ним в парках, придумывайте активности, читайте книги, дайте возможность общаться с другими детьми.

Интернет-зависимость у детей лечится проще всего: нужно просто больше внимания и любви!

Если же взрослый человек страдает интернет-зависимостью, то важно поддерживать его, стараться решать все сложные ситуации с ним мирным путем, не пускаться в оскорбления.

Казалось бы, такие простые вещи, но именно их отсутствие порождает зависимость от интернета. Людям, которые ведут активный образ жизни, довольны своей работой, имеют увлечения, хороших друзей — нет необходимости в постоянном времяпрепровождении в сети.

свернуть

Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость – это расстройство, при котором человек испытывает психологическую зависимость к компьютерным играм, соцсетям или Интернету, у него постоянно возникают мысли: «Поскорее бы прийти домой и сесть за компьютер». Зависимый человек старается все свободное время проводить вместе с компьютером.

Виды компьютерной зависимости

  1. К играм – это самый распространенный вид компьютерной зависимости. Человек быстро привыкает к эмоциям, которые дают компьютерные игры. Чаще всего, зависимость к играм развивается у людей, которые не смогли устроиться в жизни, обществе. Но они стараются реализовать себя в виртуальном мире, где все хорошо и никто не накажет.
  2. К соцсетям, общению в сети – чаще всего этим видом зависимости страдают неуверенные в себе люди, которые не умеют или стесняются общаться в «реальной» жизни. Таким людям не хватает реального общения, и поэтому они общаются внутри виртуального мира.
  3. К серфингу сайтов – это самый интересный вид компьютерной зависимости. Большинство людей, страдающих страстью к серфингу сайтов, уверены, что раз они не играют в компьютерные игры, то с ними все в порядке. На самом деле они заблуждаются. Такие люди могут провести весь день за компьютером и даже не заметить этого. Со временем у них развивается зависимость к просмотру ненужной, «мусорной» информации, такой как интересные факты, цитаты, реакции, видео на YouTube и прочее. Таких людей довольно трудно убедить в том, что у них есть вредная привычка.

Признаки компьютерной зависимости

Основные симптомы:

-Раздражительность. Этот симптом возникает, когда человек прекращает сидеть за компьютером, даже недолгое пребывание в «реальном» мире может вызвать у человека сильную раздражительность. 

- Обновление компьютера. Зависимый человек постоянно стремится улучшить свой компьютер даже тогда, когда это может привести к финансовым сложностям. Игроман систематически приобретает новые игры, компьютерные устройства (мышь, клавиатура и прочее), покупает дополнения для игр. 

- Ухудшение памяти. Постоянный поток информации несколько ухудшает память человека, он начинает забывать о каких-то встречах, обещаниях, делах. Все становится неважным, когда он садится за компьютер. 

- Неконтролируемое время пребывания за компьютером. Человеку сложно оторваться от компьютера, он опаздывает на встречи. А время, проведенное за компьютером, проходит для него незаметно. 

- Ограниченное число интересов. Зависимого человека интересуют только темы о компьютере, играх, Интернете. Что-то иное ему не так интересно. 

- Неправильное питание. Игроман пренебрегает приемами пищи. Он может питаться около компьютера или не есть весь день и даже не заметить этого. Чаще всего питается едой быстрого приготовления, бутербродами и т. п.

- Пренебрежение сном. Человек тратит мало времени на сон, потому что хочет как можно больше времени проводить за компьютером. На более поздней стадии случается так, что человек вовсе не спит несколько суток. 

Компьютерная зависимость у детей и подростков

- У подростков и детей помимо вышеперечисленных симптомов также есть признаки, присущие исключительно этой возрастной группе:

снижение успеваемости в школе, колледже, институте; 

- прогулы занятий; 

- раздражительность и агрессивное поведение в ответ на запрет пользоваться компьютером; 

- необщительность и излишняя обидчивость; 

- отказ от прогулки на улице, потому что он хочет посидеть подольше за компьютером. 

свернуть

Игры ценою в жизнь...

Смертельные игры

В последнее время в СМИ все чаще появляются упоминания о страшных «играх», участие в которых может стоить подросткам жизни.

Участникам игр раздают задания, последним из которых становится совершение самоубийства. О детских «соревнованиях» ради смерти впервые широко заговорили в 2015 году, когда такие сообщества для подростков стали появляться в самых популярных социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Twitter и Instagram.

Многие дети и подростки играют в «Синего кита» не из-за реального желания умереть, а из любопытства. Если ребенок отказывается от участия, его запугивают расправой и угрожают его близким. Конечно, многие воспринимают игру как веселое развлечение, но для подростка с неустойчивой психикой или находящегося в сложной жизненной ситуации психологическое давление со стороны организаторов игры может оказаться фатальным.

Недавно стало известно о еще одной игре «Беги или умри». Ее суть заключается в том, что ребенок должен неожиданно перебежать проезжую часть прямо перед приближающимся автомобилем. Высшим пилотажем считается, когда он коснется автомобиля.

Конечно, опасность таких игр очевидна.

Определить, кто затеял «игру в суицид» зачастую трудно.

За этим могут стоять как злоумышленники, отрабатывающие технику информационных атак на конкретные группы пользователей (в данном случае – подростков), так и отдельные люди, преследующие свои личные  цели.

Изучение и анализ состояния правонарушений и преступлений несовершеннолетних по итогам 3 месяцев 2017 г. и гибели детей на территории области, проведенные прокуратурой района, свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по предупреждению вовлечения детей в деструктивные сообщества в глобальной сети Интернет, склоняющие детей к суицидальному поведению, причинению себе боли и телесных повреждений, совершению иных антиобщественных и противоправных поступков.

Так, несмотря на снижение преступности несовершеннолетних на территории области (с 80 до 68, - 15 %), негативной тенденцией, характеризующей состояние подростковой преступности по итогам первого квартала 2017 г., явилось увеличение числа преступлений, связанных с незаконным доступом к компьютерной информации (с 0 до 14, что составляет 20 % от всех совершенных преступлений).

В глобальной сети Интернет распространяется информация о деструктивных сообществах, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению, иным антиобщественным правонарушениям, при этом имеются основания и для предположений о том, что негативное влияние было оказано и в отношении конкретных несовершеннолетних и на территории Брестской области. Например, в настоящее время проводится соответствующие проверки по факту вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества на территории Барановичского района.

За истекший период 2017 г. на территории области уже зарегистрированы 8 попыток суицидов несовершеннолетних, у одного из детей выявлены порезы на руке в виде «кита», один ребенок погиб, выбросившись с 13 этажа.

Вызывает обеспокоенность и тот факт, что из учреждений здравоохранения поступает информация о подростках, причинивших себе порезы на запястьях и предплечьях рук под воздействием негативного влияния определенных групп и сообществ, действующих в социальных сетях.

Глобальная сеть Интернета является неотъемлемой частью жизни общества и представляет угрозу для безопасности детей, однако во многих случаях родители не обеспечивают контроль за детьми в этой сфере, в том числе по причине отсутствия необходимых познаний, в связи с чем требуется оказание соответствующей помощи педагогов в данном направлении.

Родители могут заметить первые признаки опасных увлечений своих детей, даже не читая их переписку в социальных сетях.

Например, ребенок может начать просить прощения у родителей, родственников и близких, может начать раздавать свои вещи друзьям, произносить фразы «больше вы на меня злиться не будете….», «теперь-то, вы поймете, какой я хороший…» и другие. Все это – очень тревожные знаки.

Также стоит обратить внимание на изменение аппетита или резкую смену режима бодрствования и сна: подросток либо вообще не спит, либо, наоборот, приходит из школы и сразу идёт спать. В ночное время ведет переписку и не желает пояснять, кому он пишет в такое время.

Меняется поведение ребенка в школе: зачастую он становиться замкнутым, начинает держаться в коллективе обособлено, болезненно реагирует на расспросы о том, что случилось.

Такие вещи сразу должны насторожить родителей и педагогов.

Если у ребенка есть такие изменения в поведении, нужно обратиться к педагогу, психологу или попробовать решить проблему самостоятельно. 

Совместными усилиями родителей и педагогов подросткам необходимо донести следующие правила безопасного поведения и общения в сети Интернет:

«- не общайтесь в сети с незнакомцами,

- добавляте в друзья в социальных сетях только тех, кого знаете лично, с кем учитесь или посещаете кружки и секции,

- не выкладывайте в общи доступ фотографии, предназначенные только для близких людей,

- не сообщайте свои геоданные, отключите службы геолокации в приложениях,

- соблюдатей приватность в чатах, помните, что ваши сообщения может прочесть посторонние и использовать их в своих целях».

Несоблюдение этих несложных правил безопасности в сети Интернет может стоить жизни.

Старший помощник

прокурора Брестского района

юрист 2 класса И.В. Марейко  

свернуть

Информационная безопасность и сеть Интернет

Некоторые вопросы профилактики преступности в сфере информационной безопасности, общественного порядка и нравственности среди несовершеннолетних.

 

В Республике Беларусь почти четверть всего населения составляют дети и молодежь.

Это и определяет особую значимость проводимой государством молодежной политики и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательствао несовершеннолетних и молодежи, предупреждением правонарушений в молодежной среде.

В окружающем молодежь мире происходят большие перемены - усиливаются процессы урбанизации, что влечет за собой отрыв от семьи и родных.Развитие средств связи и коммуникаций, включая глобальную компьютерную сеть Интернет, возможность общения со сверстниками из других стран способствуют быстрому распространению как позитивных, так и негативных явлений.

Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новыми явлениями, возникшими в последние годы или десятилетия.В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, полностью искоренить такое социальное явление, как преступность, невозможно. Однако основная задача государства - свести к минимуму причины и условия, способствовавшие совершению человеком противоправного проступка.

Профилактическая деятельность должна быть направлена прежде всего на организацию досуговой и иной занятости несовершеннолетних,индивидуальную профилактическую работу с подростками, состоящими на всех видах профилактического учета и контроля, на информирование несовершеннолетних, их родителей, опекунов о требованиях законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.

Основная задача учреждений образования всех уровней и иных субъектов профилактики - формирование законопослушного поведения подростков ипонимание ими ответственности за противоправные действия.

В то же время достижение устойчивого законопослушного поведения невозможно без активного взаимодействия в этой работе родителей,

специалистов в различных областях знаний - социальной педагогике, психологии, юриспруденции, медицине, иных социальных институтов современного общества.

Преступления против информационной безопасности с каждым днем приобретают все большую активность. Значительная часть подростковсовершают данные преступления на почве игровой зависимости, в действительности не осознавая противоправность своих действий. Компьютерные игры обладают невероятной привлекательностью для подростков, дают почувствовать себя освободителями, мстителями, хозяином положения. Подросток быстро привыкает к этому, и уже сам начинает искать это превосходство и в реальном мире.

Систематический контакт с компьютером вызывает различный эффект у разных по психологическому типу людей.У личности с тонкой психикой, а также у несовершеннолетних, наиболее вероятно перерастание виртуально организованного пространства в реальность.

Зачастую именно подростки и взламывают электронную почту других людей, узнают оттуда пароли к анкетам в социальных сетях,пароли электронных кошельков, используют данные сведения в своих целях, да и просто читают личную переписку посторонних им людей.

Интернет-пользователям необходимо быть более внимательными, не пренебрегать безопасностью своих учётных данных, чтобы не попадать в неприятные ситуации.

Преступления, совершаемые на почве игровой компьютерной зависимости, представляют особый интерес по субъективному фактору.Порой желание воплощения виртуального мира в реальный переходит границы дозволенного, что влечет за собой причинения не только материального ущерба третьим лицам, но порою вреда жизни и здоровью.

Статистика свидетельствует, что ежегодно увеличивается рост преступлений, связанных с использованием компьютерной техники.

При этом не следует забывать, что хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинныхносителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации влечет уголовную ответственность по ч.1 ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Необходимо также принять во внимание, что ответственность за хищение путем использования компьютерной техники наступает в соответствие сч.1 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь с 14 лет.

За 2 месяца 2017 г. на территории Брестской области в 1,7 раза увеличилось количество преступлений, связанных с распространением порнографических материалов.Выявлено уже 38 таких фактов.

Большинство уголовных дел возбуждено в связи с размещением порнографических материалов на своих страницах в социальных сетях.Основная категория лиц, совершивших такие преступления, - несовершеннолетние и молодежь до 29 лет, ранее с законом проблем не имевшие.

В ряде случаев по аналогичным фактам было отказано в возбуждении уголовного дела в связи за отсутствием в деянии состава преступления-недостижением лицами возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение данных преступлений.

Многие подростки объясняют свой поступок желанием сделать личную страничку более популярной.Они даже не сразу осознают, что их действия являются уголовно наказуемыми.

Размещение там картинок или видеофайлов, содержащих сцены порнографического характера, влечет ответственность по части 2 статьи 343 Уголовного кодекса,предусматривающей единственный вид наказания - лишение свободы на срок от 2 до 4 лет. Еще более строгая ответственность предусмотрена за распространение в интернете порнографических материалов с изображением несовершеннолетнего - до 8 лет лишения свободы.

Предупреждение таких преступлений - задача не только правоохранительных органов.Эффективным способом профилактики данных видов преступлений будет распространение обозреваемой для широкого круга общественности правовой информации на данную тематику, а также гибкое и оперативное реагирование со стороны родителей и учреждений образования на проблемы, возникающие в подростковой и молодежной сфере.

 

Старший помощник прокурора Брестского района юрист 2 класса И.В. Марейко

 
свернуть

Правила безопасности в сети Интернет

13.02.2020

ПАМЯТКА для детей и подростков

«Правила безопасности в сети Интернет»

  1. 1. Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире.
  2. Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
  3. Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым.
  4. Нельзя сообщать другим пользователям интернета свою личную информацию (адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр и т.д.).
  5. Если вы общаетесь в чатах, пользуетесь программами мгновенной передачи сообщений, играете в сетевые игры, занимаетесь в интернете чем-то, что требует указания идентификационного имени пользователя, тогда выберите это имя вместе со взрослыми, чтобы убедиться, что оно не содержит никакой личной информации.
  6. Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично.
  7. Нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.
  8. Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями с взрослыми.

Вы должны это знать:

  1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
  2. Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
  3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
  4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
  5. Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
  6. Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
  7. Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
свернуть