Порядок и условия поступления в Академию МВД РБ
Следственно-экспертный факультет
Следственно-экспертный факультет
Информация для поступающих учащихся с ОПФР
Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.
Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.
Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.
Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.
Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.
Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.
Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.
В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.
Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.
В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.
Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.
В целях оперативного обеспечения учащихся актуальной информацией о возможностях профессионального самоопределения и оказания им информационной поддержки в вопросах выбора сферы будущей профессиональной деятельности разработан интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь, который доступен по ссылке http://www.ripo.unibel.by
Учреждения профессионально-технического образования, обучающих лиц с ОПФР |
|||||
Брестская область |
|||||
№ п/п |
Учреждение ПТО |
Наименование профессии |
Категория лиц с ОПФР |
Адрес, Контакты |
Примечание |
|
УО «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания» |
Швея |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225410 г. Барановичи, ул. Кирова, 50 (80163) 47-06-57, 47-18-46 |
Обучение в учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР |
|
УО «Барановичский государственный профессиональный лицей строителей» |
Штукатур
Столяр |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225413 г. Барановичи, ул. Брестская, 291 (80163) 44 16 39, 44 76 62 |
Обучение в интегрированных учебных группах |
|
УО «Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения»
|
Токарь; слесарь по ремонту автомобилей Слесарь механосборочных работ Слесарь-ремонтник |
Лица с особенностями психофизического развития (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью), в том числе и дети- инвалиды (при наличии заключения МРЭК) |
225320, г. Барановичи, ул. Королика, 4 (80163) 41 51 90, 41 51 89 |
|
|
УО «Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники» |
Продавец 4 разряда |
Лица с особенностями психофизического развития (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью), в том числе и дети- инвалиды (при наличии заключения МРЭК) |
225215, г. Белоозерск, ул. Энергетиков, 8 (801643) 2 87 55, 2 89 67 |
|
|
УО «Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности» |
швея |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
224020, г. Брест ул. Я.Купалы, 52 тел.: 8 (0162) 46-17-85 |
|
|
УО «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж» |
Повар 4 разряда
Контролер-кассир 4 разряда |
Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды, при наличии заключения МРЭК |
225080, г. Высокое, Каменецкий р-н, Брестская обл. ул. Ленина, 111 (801632) 7 62 89, 7 11 30 |
|
|
УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Штукатур 3 разряда, маляр
Садовод, овощевод
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225432, г. Ганцевичи, ул. Октябрьская, 50 (801646) 2 80 91, 2 68 96 |
Созданы специальные условия для проживания |
|
ГУО «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей» |
Оператор машинного доения 5 разряда
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225612, г. Дрогичин, ул. Октябрьская, 1 (801644) 3 11 02, 3 32 70 |
|
Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования 3 разряда |
Лица с интеллект. недостаточностью (после I отделения вспомогат. школы) |
||||
Оператор электронно-вычислительных машин 6 разряда
|
Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата |
Обучение по индивидуальному расписанию на дому. Возможно дистанционное обучение. |
|||
|
УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Овощевод, швея 2 разряда
Слесарь по ремонту сельскохозяйствен- ных машин и оборудования; штукатур
Оператор машинного доения 4 разряда; швея 3 разряда |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225250, г. Ивацевичи, ул. Механизаторов, 7 (801645) 2 69 08, 2 69 03 |
Обучение в группах где образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР |
|
УО «Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж» |
Монтажник санитарно-технических систем и оборудования
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225644, г. Лунинец, ул. Чехова, 10а (801647) 2 42 24, 2 57 48 |
|
Оператор электронно-вычислительных машин |
Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата |
||||
|
УО «Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства» |
Овощевод Садовод |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225643, г. Лунинец, ул. Чапаева, 56 (801647) 3 33 74, 3 33 97 |
|
|
УО «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Овощевод, садовод |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225766, д. Жабчицы, Пинский р-н (80165) 30 55 45 |
|
|
УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения |
Слесарь-ремонтник
Токарь
Фрезеровщик Слесарь по ремонту автомобилей |
Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды (кроме лиц с интеллектуальной недостаточностью) при наличии заключения МРЭК
|
225710, г. Пинск, ул. Революционная, 20 (801653) 47099 |
|
|
УО «Пинский государственный профессиональный лицей строителей»
|
Маляр, штукатур |
Лица с ОПФР, в том числе и дети-инвалиды |
225710 г. Пинск, ул. Брестская, 141 (801653) 4 7029, 4 77 58 |
|
|
УО «Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» |
Овощевод Каменщик
Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования |
Лица с интеллектуальной недостаточностью (после I отделения вспомогательной школы) |
225510, г. Столин, ул. Дзержинского, 123 (801655) 2 32 33, 2 11 32 |
Обучение в интегрированных группах. Возможно дистанционное обучение |
1. Незнание правил выбора профессии:
-выбор профессии за компанию;
-перенос отношения к человеку на саму профессию;
-отождествление учебного предмета с профессией;
-ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
-неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
-незнание или недооценка своих физических особенностей;
-незнание или недооценка своих психологических особенностей;
-неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
- увлечение только внешней стороной профессии;
- предубеждение в отношении престижности профессии;
- незнание требований профессии к человеку;
- устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
ыбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за и «против».
С этой целью:
Изучи глубже самого себя
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий
Личный профессиональный план учащегося
Характеристика профессионального плана:
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы: