Методические рекомендации

Методические рекомендации

Информационный часформа организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни страны.

Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.

Информационные часы проводятся еженедельноидолжны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожеланияучащейся молодежи, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа − от 20до 45 минут.

Организация информационного часав учреждениях образования требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.

Этапы подготовки информационного часа

  1. 1. Определение темы информационного часа. Информационные часы проводятся по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными программно-планирующей документацией воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и другими документами.

Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

  1. Определение цели и формата. Необходимо максимально конкретносформулировать цель: какую информацию необходимо донести до молодежи? От ответа будет зависеть формат мероприятия: концепция, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, звуковое сопровождение.
  2. Планирование и проектирование мероприятия. При планировании осуществляется подбор форм (рубрик) проведения мероприятия, его содержание. Сначала готовится список главных задач, которые максимально детализируется в виде конкретных шагов.
  3. Распределение зон ответственности. Определение ответственных и исполнителей для каждой рубрики, с учетом умений, способностей и интересов учащихся. Очень важно распределить задачи и ответственность между членами команды не только на этапе подготовки, но и во время проведения мероприятия. Целесообразно обеспечить всю команду планом с распределением обязанностей.

При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления учреждения образования, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.

  1. Информационное наполнение рубрик должно быть направлено на всестороннее раскрытие выбранной темы. Разработка вопросов, конкретизирующих тему, подбор актуальных материалов по теме, информационное и методическое обеспечение.
  2. Разработка сценария, подготовка оформления, раздаточных материалов.
  3. Выбор ведущих (модераторов), способных заинтересовать сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.
  4. Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  5. Разработка материалов для обратной связи. Обратная связь может быть в форме распечатанных оценочных листов, заполняемых в конце события, или в форме онлайн-опроса, отзывов посредством социальных сетей, видео-отзывов в конце мероприятия. Вопросы могут оценивать разные аспекты: форму проведения мероприятия, содержание, выступающих и работу организаторов.
  6. Проведение мероприятия.
  7. Анализ и рефлексия. Проведение анализа о ходе и результатах мероприятия поможет избежать ошибок в будущем и улучшить качество проведения последующих информационных часов.

В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:

  1. Краткий обзор свежих новостей.
  2. Введение в тему, статистические данные по проблеме.
  3. Демонстрация снятого и смонтированного учащимися клипа по теме (может включать опрос учащихся, интервью и другие материалы).
  4. Выступления 3-4 человек по нескольким вопросам в рамках определенной темы.
  5. Форум –обсуждение результатов опроса, проведенного по теме и др.
  6. Рефлексия– обратная связь в форме распечатанных оценочных листов в конце события или онлайн-форумы по возвращении домой.

 

свернуть

Методические рекомендации ТОК - ШОУ

Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» −мероприятие для учащейся молодежи  в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия. Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

«Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

«Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией. Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.

«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учреждения образования (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники учреждения образования. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др.

Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами.

Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

Мастер-класс –эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказываети показывает, как применять напрактике новую технологию или метод.

Защита проекта– представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом).

Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее.

Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.

Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме. Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.

Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:

разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;

развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;

разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;

повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.

Качество проведенияинформационного часа рекомендуется оценивать по различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывыобучающихся и студентов, которыеони могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.

Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование  ценностных установок и образов поведения молодежи. Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями. 

Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся и студентов, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.

Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»

  1. Планирующий этап:
  • приглашение на единый день информирования определенной персоны;
  • определение целей мероприятия (в соответствии с темой единого дня информирования для учащихся).
  1. Подготовительный этап:
  • определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
  • информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
  • подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
  • подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.
  1. Проведение ток-шоу (45 минут)
  • во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) представляет его участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
  • участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….»; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
  • модератор оглашает тему для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме (до 10 минут, в зависимости о количества подготовленных учащимися вопросов);
  • в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
  • завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос.
  1. Заключительный этап
  • подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте учреждения, освещение мероприятия в школьных СМИ.

Дополнительная информация

Достоинства ТОК-ШОУ:

  • обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
  • мнения взрослых не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;
  • особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
свернуть

Методические рекомендации и информация (ноябрь)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ В НОЯБРЕ 2018 ГОДА
Тема: «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события ноября».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
«100-летие ВЛКСМ. Встреча Александра Лукашенко с активом Белорусского республиканского союза молодежи»;
«Беларусь – одна из лучших стран для жизни людей»;
«Октябрьская революция – это праздник мира и истинных прав человека».
В целях визуализации предложенной информации инициативная
группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя материалы приложения к данным методическим рекомендациям и материалы сайтов:
https://www.belta.by/society/view/dose-100-let-vlksm-istorija-sozdanija-organizatsii-315419-2018/ http://president.gov.by/ru/news_ru/view/pozdravlenie-s-100-letiem-vlksm-19772/
инфографика от 29.10 «Всесоюзный ленинский … союз молодежи»
https://www.belta.by/infographica/view/vsesojuznyj-leninskij-kommunisticheskij-sojuz-molodezhi-14133/
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-aktivom-brsm-19766/
инфографика от 19.10 «Разработки молодых ученых Беларуси»
https://www.belta.by/infographica/view/razrabotki-molodyh-uchenyh-v-belarusi-14025/
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabochaja-poezdka-v-grodnenskuju-oblast-19724/ http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabochaja-poezdka-v-gomelskuju-oblast-19816/
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «100-летие ВЛКСМ. Встреча Александра Лукашенко с активом Белорусского республиканского союза молодежи» «Комсомольское молодежное движение, объединившее миллионы юношей и девушек, стало символом эпохи. Оно вдохновляло на трудовые свершения и борьбу за свои идеалы. Поднимало боевой дух в сражениях с врагом в годы Великой Отечественной войны. Помогало восстанавливать города и села после военной разрухи и пробуждало желание жить, творить, создавать лучшее будущее для новых поколений. История ВЛКСМ – это история нашего народа. Народа честного, целеустремленного и трудолюбивого. Это наша история. Мы сохранили ее и будем продолжать своими достойными свершениями на благо Беларуси. Беречь мир на своей земле, независимость родной страны и наше единство».
Вопросы для обсуждения:
 Что для современной молодежи, по вашему мнению, означает «изменить мир к лучшему»?
 Какие из последних молодежных инициатив кажутся вам наиболее интересными?  В чем, по вашему мнению, заключается преемственность деятельности молодежных движений прошлого и настоящего?  Связана ли история комсомольского движения с историей вашей семьи?
 Почему Глава государства считает важным активизировать роль молодежного движения?
4В фокусе обсуждения: патриотизм (мы – достойные граждане своей страны), духовно-нравственные ценности, инициатива, осмысление исторических фактов, историческая правда, справедливость как идеология государства, верность традициям, уважение к прошлому, ценностные ориентации, поиск новых перспективных решений.
Блок «Беларусь – одна из лучших стран для жизни людей» Глава государства считает, что белорусская система образования должна готовить специалистов новой формации с хорошо развитыми предпринимательскими навыками. «Система образования должна поощрять инициативу. Это требование современного мира»… Для государства важно вовремя заметить студентов с ярко выраженными лидерскими качествами, нацеленных на политическую карьеру, обратил внимание Глава государства. «Если вы будете ориентированы и на государственную службу, я буду это только приветствовать, – сказал он. – Управленческие навыки надо развивать…» Белорусское образование в целом Глава государства считает качественным, конкурентоспособным и востребованным в мире. Данный тезис подтверждается тем, что в белорусских вузах обучаются сотни и тысячи иностранных граждан. Например, много студентов из Китая. «У них образовательные центры, богатейшая страна, но учатся у нас»… Наряду с этим Глава государства отметил, что в Беларуси готовы и будут перенимать всё лучшее, что есть в образовании на Западе, но не слепо копировать. «Я категорически против того, чтобы мы слепо копировали чужие системы образования, у нас своя неплохая. Эту систему ломать не надо, ее надо совершенствовать, приспосабливая к современным условиям» Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь является одной из лучших стран для жизни людей. Он в первую очередь обратил внимание на выгодное географическое расположение – на перекрестке транзитных путей. Это создает хорошие условия для заработка людей, экономического развития страны. «Сейчас через Беларусь движется всё. Потому что тихая, спокойная транзитная страна». «… тот, кто хочет здесь жить спокойно, растить своих детей и хочет заработать, он это всегда может получить…». Для того чтобы чего-то добиться, необходимо приложить усилия, как, например, во время учебы в вузе. «Тот будет успешен, кто, срывая ногти и пальцы, карабкается на эту гору, получая образование, обучаясь и получая жизненный опыт, занимается собой. Тот получит больше. Всё зависит от человека», – уверен Президент Вопросы для обсуждения:
5 Почему А.Г. Лукашенко обращает внимание на совершенствование высшего образования?  Как вы думаете, почему Президент поднял вопрос о выявлении молодежи с ярко выраженными лидерскими качествами, нацеленной на политическую карьеру?  Какие возможности перед молодежью открывает качественное образование?  Как вы думаете, почему Беларусь является одной из лучших стран для жизни людей?  Какие качества характера, по вашему мнению, необходимы человеку для того, чтобы добиться успеха?
В фокусе обсуждения: гражданская позиция, поддержка инициатив, создание условий для развития управленческих навыков, умение высказывать свою точку зрения, своё отношение к событиям, осознанный выбор профессии, ценностные ориентации.
Блок «Октябрьская революция – это праздник мира и истинных прав человека»
«Никогда не бросайте камни в свою историю. Это все было, и забывать нельзя и плохое, и хорошее. Оказывается, то, что с близкого расстояния казалось плохо, с далекого видится по-другому. Берегите мир, людей и их истинные права на жизнь, на труд, на образование, на здравоохранение, на воспитание детей!»
Вопросы для обсуждения:
 Как, по словам Президента, следует относиться к истории государства?
 Что, по вашему мнению, необходимо для объективной оценки исторического события?
 Какие уроки мы можем извлечь из данного исторического события?
 Какие жизненные ценности, на ваш взгляд, являются наиболее важными?
В фокусе обсуждения: верность традициям, историческая память, преемственность поколений, умение анализировать исторические факты и события, честность, гражданская позиция, любовь к Родине, патриотизм, уважение к истории своего народа.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий ток-шоу подводит итоги.
6Вопрос для обсуждения:
 Насколько актуальна для вас была тема сегодняшнего разговора?  Как вы считаете, нужна ли в наше время единая молодежная организация?
 Какие интересные инициативы можете предложить вы?
Вы молоды и перспективны. Для вас открыты много путей и дорог. Вам предоставляется фантастическая возможность своими руками написать новую историю своей страны, республики, города, деревни. Рекомендуем в продолжение темы разговора провести фестиваль школьных газет «БРСМ: сохраняя традиции».

 

ИНФОРМАЦИЯ

- Поздравление Главы государства со 100-летием ВЛКСМ - Встреча Александра Лукашенко с активом Белорусского республиканского союза мо-лодежи - Беларусь является одной из лучших стран для жизни людей - БГУ попал в рейтинг лучших вузов мира по физическим наукам - "Октябрьская революция - это праздник мира и истинных прав человека"

Поздравление Главы государства со 100-летием ВЛКСМ 29 октября 2018 года Сегодня мы отмечаем 100-летие ВЛКСМ. Комсомольское молодежное движение, объединившее миллионы юношей и де-вушек, стало символом эпохи. Оно вдохновляло на трудовые свершения и борьбу за свои идеалы. Поднимало бо-евой дух в сражениях с врагом в годы Великой Отечественной войны. Придавало смело-сти и отваги в минуты принятия последнего решения – отдать жизнь за Родину. Помогало восстанавливать города и села после военной разрухи и пробуждало желание жить, творить, создавать лучшее будущее для новых поколений. История ВЛКСМ – это история нашего народа. Народа честного, целеустремленно-го и трудолюбивого. Это наша история. Мы сохранили ее и будем продолжать своими достойными свершениями на бла-го Беларуси. Беречь мир на своей земле, независимость родной страны и наше единство. http://president.gov.by/ru/news_ru/view/pozdravlenie-s-100-letiem-vlksm-19772/

Встреча Президента Беларуси Александра Лукашенко с активом Белорусского республиканского союза молодежи 29 октября Глава государства считает необходимым повышать в стране роль молодежного движения и четко определиться с основными направлениями работы Белорусского республиканского союза молодежи на современном этапе. Об этом он заявил на встрече с активом БРСМ, приуроченной к 100-летию ВЛКСМ. На юбилейное мероприятие собрались представители разных поколений комсомоль-цев: от ветеранов движения до нынешних преемников комсомола – активистов БРСМ.http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabochaja-poezdka-v-gomelskuju-oblast-19816/

 

свернуть

Методические рекомендации (январь)

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«Республиканский новогодний бал для молодежи во Дворце Независимости»;

«XV Рождественский международный турнир любителей хоккея на приз Президента Беларуси»;

«XXIII республиканские соревнования среди детей и подростков “Золотая шайба”»;

«Игроки НХЛ провели мастер-класс для участников “Золотая шайба”».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Блок «Республиканский новогодний бал для молодежи во Дворце Независимости».

Новогодний бал собрал во Дворце Независимости почти 300 студентов и старшеклассников, добившихся особых успехов в учебе, творчестве и спорте, научной и общественной деятельности. Среди них – стипендиаты специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, обладатели президентских стипендий, участники республиканских конкурсов научных работ, победители и лауреаты многочисленных творческих международных и республиканских конкурсов и фестивалей.

Вопросы для обсуждения:

‑ В канун Нового года один из символов белорусской государственности, Дворец Независимости, погрузился в атмосферу изысканности и элегантности. Здесь давали бал для тех, кому строить будущее Беларуси. Кто был приглашен на республиканский новогодний бал для молодежи? Как вы думаете, чем обусловлен такой выбор участников?

‑ Как вы думаете, почему в Беларуси решено возродить традицию проведения светских балов на таком высоком уровне?

‑ Какие напутствия молодежи прозвучали в приветственной речи Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко?

‑ Учитывая успех Республиканского бала для молодежи, это мероприятие станет еще одной доброй новогоднего традицией. Вы бы хотели стать участником такого бала в будущем?

Блок «XV Рождественский международный турнир любителей хоккея на приз Президента Беларуси»

Старт открытию XV Рождественского международного турнира любителей хоккея и XXIII Республиканских соревнований среди детей и подростков «Золотая шайба» дал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Вопросы для обсуждения:

‑ В первые дни нового года Минск стал центром хоккейного праздника. Как вы думаете, почему в Беларусь с удовольствием едут хоккеисты из разных стран для участия в Рождественском турнире?

‑ Почему Рождественский международный турнир по хоккею называют неофициальным чемпионатом мира?

‑ В чем, как вы думаете, уникальность атмосферы, царящей на турнире?

‑ Какое значение для Беларуси, на ваш взгляд, имеет проведение Рождественского турнира?

‑ Александр Лукашенко поблагодарил спортсменов, которые в рамках турнира принимают участие в Рождественской благотворительной акции. Как вы понимаете выражение «доброта в нас и вокруг нас»?

‑ Если кто-нибудь из вас посещал матчи турнира, поделитесь своими впечатлениями.

Блок «XXIII республиканские соревнования среди детей и подростков “Золотая шайба”»

Турнир «Золотая шайба» в Беларуси возрожден по инициативе Главы государства Александра Лукашенко в 1997 году.

Финал республиканских соревнований «Золотая шайба» стал спутником турнира ветеранов хоккея. И это, по словам Главы государства, еще одна хорошая традиция.

Вопросы для обсуждения:

‑ Какие команды принимали участие в турнире «Золотая шайба»?

‑ Если вы следили за матчами, игра какой команды вам больше всего понравилась?

‑ Какие команды вошли в тройку победителей этого турнира?

‑ В турнире «Золотая шайба» одержала победу команда «Грифоны». Что вы знаете об этой команде?

‑ Кто по итогам турнира «Золотая шайба» вошел в символическую пятерку лучших игроков?

‑ Как были отмечены победители и призеры турнира «Золотая шайба»?

Блок «Игроки НХЛ провели мастер-класс для участников “Золотая шайба”»

В XV Рождественском турнире любителей хоккея на приз Президента Беларуси принимали участие многие именитые игроки, которые в перерывах между матчами смогли поделиться секретами мастерства с юными хоккеистами, участниками республиканских соревнований «Золотая шайба». На большой арене «Чижовка-Арены» в течение двух часов ребята оттачивали свое мастерство в катании, владении клюшкой и командном взаимодействии.

Вопросы для обсуждения:

‑ Есть ли среди вас те, кто занимается хоккеем? Что привлекает вас в этом виде спорта?

‑ Какими секретами мастерства поделились именитые игроки с юными хоккеистами?

– Как вы считаете, помимо развития физических навыков и умений, какими качествами должны обладать хоккеисты? (дисциплинированность, мужественность и смелость, смекалка, командный спортивный дух, выносливость и др.)

‑ Как вы считаете, почему Глава государства отметил, что совместное проведение Рождественского турнира любителей хоккея и республиканских соревнований среди детей и подростков «Золотая шайба» стало настоящим подарком для всех участников?

В фокусе обсуждения: сохранение традиций, преемственность, связь поколений, мастерство, дисциплина, характер, скорость движения, быстрота реакции, техника катания на коньках, общая физическая подготовка, выносливость, командный спортивный дух, честная борьба, уровень спортивной подготовки.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий ток-шоу подводит итоги.

Вопрос для обсуждения:

‑ Насколько актуальна для вас была тема сегодняшнего разговора?

В рамках данного этапа можно также обсудить:

сценарий выпускного бала в классическом стиле для учащихся 11 классов;

организацию мастер-классов «Учимся танцевать вальс», «Уроки хороших манер»;

проведение школьного турнира по хоккею, мастер-класса для учащихся, желающих играть в хоккей.

свернуть

Методические рекомендации (февраль)

Тема: «Почетное звание – солдат Беларуси»

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

 

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«Вооруженные Силы Республики Беларусь»;

«Афганистан: незабытая война (30 лет вывода войск из Афганистана)»;

«Подготовка квалифицированных военных кадров».

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя материалы, представленные Белорусским телеграфным агентством. Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования (указанные материалы размещены на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Главная / ШАГ / Педагогу о ШАГе / ШАГ 28 февраля 2019 года).

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Вооруженные Силы Республики Беларусь»

Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены величайшие ценности – мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи, воспитывать детей. Но для того, чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, высоко подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии.

Вопросы для обсуждения:

‑ Почему 23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил – остается в нашей истории одной из самых ярких дат?

‑ Как вы считаете, почему служба в рядах Вооруженных Сил – это священный долг и почетная обязанность каждого молодого человека Республики Беларусь?

‑ Почему военная служба во все времена была делом чести, школой мужества и самоотверженности?

‑ Как вы думаете, почему в Беларуси не отказались от срочной военной службы?

‑ Какие требования предъявляет современная армия к тем, кто проходит военную службу в ее рядах?

В фокусе обсуждения: гордость за свою страну, патриотизм, гражданственность, связь поколений, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, солдатская доблесть, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины, обеспечение безопасности.

Блок «Афганистан: незабытая война (30 лет вывода войск из Афганистана)»

Ежегодно 15 февраля отмечается День памяти воинов-интернационалистов.

Беларусь всегда будет помнить солдат и офицеров, которые прошли через суровые испытания, проявили самоотверженность и отвагу в «горячих точках» планеты. Цена этого жестокого противостояния – тысячи жизней молодых ребят, слезы матерей, вдов и детей. Память о горькой утрате навсегда останется незаживающей раной для нашего народа.

Вопросы для обсуждения:

  • Многие слышали: «Он афганец», «Он воевал в Афганистане», «Он воин-интернационалист». О ком идет речь? Есть ли в вашем окружении те, кто прошел афганскую войну?
  • Как вы думаете, почему должны знать о войне 1979-1989 гг. мы, рожденные в другой стране, в независимой Беларуси?
  • В самом центре Старого Минска установлен памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами». Почему этот мемориал называют «Остров слез», «Остров Мужества и Скорби»?
  • В чём, по вашему мнению, видят свое предназначение ветераны афганской войны? Что объединяет ветеранов Великой Отечественной и Афганской войн?
  • Что вы знаете о деятельности «Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане»?
  • Какие мероприятия, посвященные 30-летию вывода войск из Афганистана, прошли в Беларуси?

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (предлагаем почтить минутой молчания всех погибших воинов-интернационалистов).

В фокусе обсуждения: осмысление событий афганской войны с позиции сегодняшнего дня, патриотизм, интернационализм, уважение к подвигу воинов-интернационалистов, героизм, мужество, воинская дисциплина, воинский долг, ценность жизни, ценность дружбы, чувство гордости и уважения к людям, прошедшим войну.

Блок «Подготовка квалифицированных военных кадров»

https://www.mil.by/ru/education/VO_2018.jpg

Ключевое значение сегодня придается подготовке квалифицированных кадров. В стране создана собственная система военного образования. Сегодня подготовка военных кадров осуществляется в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь», на семи военных факультетах и четырех военных кафедрах гражданских учреждений образования.

Одним из перспективных направлений повышения престижа воинской службы является создание военно-патриотических классов, главным предназначением которых стало не столько подготовка молодежи к поступлению в военные учебные заведения, сколько формирование у них позиций гражданственности и патриотизма.

Вопросы для обсуждения:

  • В известном фильме «Офицеры» один из героев произносит фразу: «Есть такая профессия – Родину защищать». Как вы это понимаете?
  • Как вы думаете, почему к профессии военного всегда относились с особым почетом и уважением?
  • Какими качествами должен обладать человек, посвятивший себя воинской профессии?
  • Где сегодня в Беларуси можно получить военное образование?
  • Почему, по вашему мнению, интерес к военной профессии проявляют и представительницы слабого пола?

В фокусе обсуждения: сила воли, выдержка, военная выправка, офицерская честь, духовно-нравственные качества, чувство патриотизма, любовь к Родине, активная гражданская позиция, профессионализм, знания, спортивная подготовка, здоровый образ жизни.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий ток-шоу подводит итоги.

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько актуальна для вас была тема сегодняшнего разговора?

Сегодня мы с вами говорили о своей стране, о любви к Родине, к своему народу. Я думаю, что каждый из вас хотел бы видеть нашу республику сильной и процветающей державой без войн, без насилия, без тягот и лишений. Но наша страна – это малая часть огромного мира, одна из множества стран на карте. И от нас с вами, и от всех людей на земле будет зависеть будущее нашей планеты в целом.

Давайте поразмыслим более глобально и обратимся к людям всего мира. Предлагается каждому в течение минуты продумать свой призыв (обращение) к человечеству, затем написать его на стикере и разместить на изображении земного шара.

В рамках данного этапа можно обсудить тематические проекты совместно с районной организацией «Белорусский Союз ветеранов войны в Афганистане», обсудить (спланировать) концертную программу «Защитникам Отечества посвящается…» (к 75-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков).

http://rctkum.by/

свернуть

Методические рекомендации (апрель)

Школа Активного Гражданина. Особенности проведения единого дня информирования для учащихся 8-11 классов в апреле 2019 года.

Дата проведения 25.04.2019

Тема: «Беларусь помнит»

(ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков)

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«День Победы»;

«75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»;

«Поклонимся великим тем годам»;

«Будущее строить молодым» (Ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко).

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования (указанные материалы размещены на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Главная / ШАГ / Педагогу о ШАГе / ШАГ 25 апреля 2019 года).

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «День Победы»

День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Беларуси – государственный праздник, установленный Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года.

Для белорусов это священный праздник, дань памяти, глубокого уважения и благодарности советским воинам, труженикам тыла, партизанам и подпольщикам – всем, кто приближал Победу. 9 мая 1945 года советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне, в ходе которой решалась не только судьба СССР, но и будущее мировой цивилизации.

Беларусь первой из союзных республик приняла на себя массированный удар фашистских захватчиков и потеряла в годы войны более половины своего национального богатства.

Вопросы для обсуждения:

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. О чем говорят даты и цифры: 22 июня 1941 года, 1418 дней, 27 000 000 жизней?

Люди в годы войны преодолевали голод, испытывали страшные муки и принимали смерть. Как вы думаете, ради чего они жертвовали собой?

Что значит для вас и ваших ровесников – праправнуков тех, кто заплатил за Великую Победу своей жизнью, дата 9 мая?

Как в вашей семье хранят память о родных, участвовавших в Великой Отечественной войне?

В фокусе обсуждения: праздник День Победы; уважение к истории своей страны, своей семьи; неравнодушное отношение к событиям Великой Отечественной войны; уважение к памяти защитников Отечества, к ветеранам войны; гордость за свою страну; гражданская позиция, патриотизм.

 

Блок «Празднование 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»

В 2019 году Беларусь отмечает 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

«День освобождения нашей земли от немецко-фашистских захватчиков – наш главный государственный праздник, День Независимости. Такой же важный, как День Победы», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на открытии памятника австрийским жертвам нацизма «Массив имен» в мемориальном комплексе «Тростенец».

Долгие три года страдала от фашистского ига белорусская земля. Главным средством насаждения здесь своего «нового порядка» нацисты избрали политику геноцида и массового кровавого террора. Гитлеровцы чинили неслыханные зверства, не щадя ни женщин, ни детей. Концлагеря, тюрьмы, гетто действовали практически в каждом районе Беларуси. Всего в пределах республики было создано 260 лагерей смерти и 70 гетто. Только в одном из них, Тростенецком, погибли 206,5 тыс. человек.

Вопросы для обсуждения:

Какую роль, на ваш взгляд, сыграло партизанское движение в борьбе с оккупантами на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны?

Что вы знаете о белорусских детях-партизанах – героях войны, боровшихся и отдавших жизнь за освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков?

Правда о войне, которую нам передают ветераны, – это гарантия того, что история нашей страны и Великой Победы никогда не будет искажена или переписана. Что необходимо делать, чтобы трагические события войны никогда не повторились на земле Беларуси?

На каких принципах, по вашему мнению, должны строиться отношения между народами, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?

В фокусе обсуждения: бережное отношение к истории, уважение, толерантность, чувство собственного достоинства, защита Отечества, гордость за свой народ, сопричастность к сохранению истории страны, наследия ветеранов, ценность мира на Земле.

 

Блок «Поклонимся великим тем годам»

Президент Республики Беларусь 28 марта 2019 года подписал Указ № 118 «Об оказании единовременной материальной помощи», её получат ветераны и участники Великой Отечественной войны.

Белорусский республиканский союз молодежи в 2019-2020 годах реализует многоступенчатый республиканский патриотический проект «Беларусь помнит», посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Одним из важных мероприятий проекта станет республиканская патриотическая акция «Полотно освобождения», которая расскажет о героях, которые живут рядом с нами, о тех, кто воевал на полях Великой Отечественной и кто после Победы восстанавливал страну из руин. Обо всех вместе и, самое главное, о каждом герое в отдельности.

Вопросы для обсуждения:

Можем ли мы назвать себя достойными наследниками ветеранов Великой Отечественной войны? Выполнили ли мы свой долг перед теми, кто погиб, защищая нашу страну?

Как молодое поколение может узнать о событиях военных лет? Какие фильмы (книги) о Великой Отечественной войне запомнились вам? Какие эмоции вы испытывали при их просмотре (прочтении книг)?

С каждым годом война от нас все дальше и дальше, а ветеранов все меньше и меньше. Ведь тем из них, кому в период войны было 18-20 лет, сейчас уже за 90. Что можете сделать вы, чтобы память о событиях и героях войны оставалась в веках?

Как мы можем выразить признательность ветеранам Великой Отечественной войны? Какие добрые дела можем для них сделать?

В фокусе обсуждения: патриотические акции, поисковая деятельность, сохранение воинских реликвий, школьные музеи, памятные места в честь героев Великой Отечественной войны, высокие патриотические чувства, уважение к воинским святыням, внимание общественности и средств массовой информации к историческому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

 

Блок «Будущее строить молодым» (Ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко)

«У нашей молодежи есть главное – мирная, красивая, независимая страна. Есть традиции, богатое культурное и духовное наследие. Есть героическая история, которой они должны гордиться. Любая молодежь в любом государстве этому может позавидовать. Стабильной нормальной стране, где можно жить и работать», – отметил А.Г. Лукашенко.

«Мы обязаны сделать все возможное, чтобы они раскрывали таланты и воплощали в жизнь мечты на Родине, у себя дома. Особенно сейчас, когда в мире в прямом смысле идет битва за молодые умы. Когда они подвергаются мощному информационному давлению, разрушающему систему ценностей».

Вопросы для обсуждения:

Какие шаги предпринимает белорусское государство по созданию условий для развития способностей, талантов молодых людей во всех сферах жизни?

Приведите примеры, раскрывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни белорусского общества.

Какова, с вашей точки зрения, роль молодежи в жизни нашей страны?

Что для вас означает «изменить мир к лучшему»? Какие из последних молодежных инициатив кажутся вам наиболее интересными?

Как вы понимаете смысл фразы «Будущее в твоих руках»?

Какие планы на будущее у вас ‑ молодых граждан Республики Беларусь?

В фокусе обсуждения: независимое и суверенное государство, национальные интересы, традиции, богатое культурное и духовное наследие, героическая история страны, гордость, талантливая, неравнодушная молодежь, гражданская позиция, сопричастность к важным государственным событиям, новое поколение граждан, новые технологии, Национальный детский технопарк.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий ток-шоу подводит итоги.

Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

У каждого человека есть свой час памяти, обращенный к прошлому. Великая Отечественная война 1941-1945 годов оставила глубокую рану в душах и сердцах народа Беларуси. Эта война действительно была страшная и долгая… Нам нужно помнить об этом, помнить тех, кто отдал свои жизни за мирное будущее, за счастье на земле.

Давайте назовем «Героев родные имена», имена ваших родных и близких, которые приближали Великую Победу в годы Великой Отечественной войны. Ведь о многих из них ничего не написано в книгах и газетах, не снято фильмов. Но они заслуживают того, чтобы в славную дату, в год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, прозвучали их имена (учащиеся могут назвать фамилию, имя, отчество родственников-участников Великой Отечественной войны).

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придет никогда,

Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны…

Памяти  павших  будьте достойны!

Почтим память наших героев – дедов и прадедов – минутой молчания!

В рамках данного этапа можно:

1) обсудить участие в:

республиканских патриотических акциях: «Цветы Великой Победы», «Полотно освобождения»;

акции-шествии «Беларусь помнит» с портретами своих родственников – ветеранов Великой Отечественной войны;

республиканском конкурсе «Не меркнет летопись побед»;

республиканском гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце»;

конкурсе «Фронтовой альбом», посвященном 75-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков;

благотворительной акции «Ветеран живет рядом» (по оказанию адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны);

акции по благоустройству и наведению порядка на мемориалах и памятниках воинской славы, местах воинских захоронений;

2) обсудить сценарий последнего звонка в учреждении образования, включив танцевальное ретро-дефиле «Вальс Победы», посвященное 75-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

3) предложить учащимся определить задание самому себе по сохранению исторической памяти.

 

свернуть