Советы психолога

Рекомендации по поднятию учебной мотивации обучающихся

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

свернуть

Стратегии поддержки учащихся некоторых групп психологического риска

 

 

Тип, краткая психологическая характеристика

 

Рекомендации

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.

Чтобы учебный материал лучше усваивался правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

Таким детям  проще начинать пробовать свои силы там, где требуется развёрнутый ответ. А после переходить к заданиям, имеющим множественный выбор.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют уже написанное. При устном ответе они, как правило, наблюдают за реакциями взрослого. Задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают,  проверяя, правильно ли они поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя проверить, правильно ли они сделали.

Создать ситуацию эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящей проверки знаний и значимости этих результатов. Это может привести только к дезорганизации их деятельности.

Огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «ты так хорошо справился с контрольной по физике» и т.п.

Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Если ребёнок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Хорошо справляются с заданиями, где идёт работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

 

Важно чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт  принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздержаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому  и терпеливо ждать, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время проверки знаний можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?».

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Основная характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

У них утомляемость связана с особенностями ВНД и имеют скорее неврологическую природе, нежели психологическую. Поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.

При работе с такими детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребёнок не сможет соответствовать: «Некоторые дети занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал.» Ребёнок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Чтобы он не переутомлялся, следует делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребёнка с помощью витаминов или травяных сборов.

Их не стоит торопить, если вдруг они прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. По возможности лучше организовать таким детям несколько коротких «перемен».

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

Эти дети отличаются  высокой   успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Выполняя задание, стараются сделать это быстрее и качественнее других. Используют для выполнения доп.материал.   Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Для них характерен  очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.    

Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать всё подряд.

Ему нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать её. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе выполнения задания можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе ещё осталось?» и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

 

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Могут часто отвлекаться.

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребёнка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (песочные часы, отмеряющие время; составление списка необходмых дел и их вычёркивание по мере выполнения; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку им это недоступно.

Во время экзамена таким детям потребуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор – напр., ребёнок может составить план своей деятельности и зачёркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребёнок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него много сил и времени.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

 

Это обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму дети. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют задание, но порой делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Они пренебрегают точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Ещё одна особенность этих детей – невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «Не торопись». Он всё равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у них функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип действия, которому должны следовать гипертимики: «Сделал – Проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена.

Нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

 

Своеобразие учебной деятельности каждого ребёнка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.п. Данная классификация детей групп риска имеет исключительно прикладной характер. Здесь выделены те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения в ситуации проверки знаний.

Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Во время экзамена возможности психологической поддержки, безусловно, невелики. Но всё же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с учениками. Но даже если педагог впервые встречает детей, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку.

Данные группы риска детей выделены в зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений.

 

 

свернуть

Как противостоять синдрому эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания: профилактика и лечение

В последнее время все чаще в СМИ можно встретить упоминания о синдроме эмоционального выгорания. Это не что иное, как эмоциональное истощение, возникшее в результате продолжительного воздействия на человека профессионального стресса. Синдром регистрируется среди людей коммуникативных профессий: педагогов, социальных работников, психологов, медиков, торговых агентов, менеджеров по работе с клиентами.

1.Причины

Эмоциональному выгоранию подвержен каждый человек. На развитие эмоционального перенапряжения влияют как объективные внешние обстоятельства трудовой среды, так и личностные особенности человека.

 

К факторам, относящимся к личностным особенностям человека, следует отнести:

-Профессиональный опыт;

-Трудоголизм;

-Ориентацию на результат;

-Желание все контролировать;

-Идеализированные ожидания от работы и жизни в целом;

-Особенности характера (тревожность, ригидность, нейротизм, эмоциональная лабильность).

 

К внешним факторам следует отнести:

-Чрезмерный объем работы;

-Монотонность трудовой деятельности;

-Ответственность за результаты выполненной работы;

-Ненормированный график;

-Информационная нагрузка;

-Межличностные конфликты;

-Отсутствие должного морального и материального вознаграждения за выполнение работы;

-Необходимость работы с тяжелым контингентом клиентов (пациентов, учеников);

-Эмоциональная вовлеченность в проблемы клиентов (пациентов, учеников);

-Неудовлетворительное положение в коллективе и обществе;

-Отсутствие времени на отдых;

-Высокая конкуренция;

-Постоянная критика и т.д.

 

Стресс, в том числе и профессиональный, развивается в три стадии:

Первая — стадия тревоги, когда мобилизуются защитные механизмы человека. Если на человека обрушились громадные объемы работы, он аккумулируется и начинает работать сверх силы, чтобы выполнить порученное дело.

Вторая — стадия сопротивляемости, когда человек пытается приспособиться к действию стрессорного фактора. Однако, когда адаптационные способности человека по преодолению стрессовой ситуации превышены, развивается третья стадия.

Третья — истощение, которая рассматривается, как проявление СЭВ.

 

2.Симптомы

 

В структуре СЭВ выделяют три фундаментальных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

 

Эмоциональное истощение выражается чувством усталости, опустошения. Эмоции становятся блеклыми, человек ощущает, что не способен ощущать ту гамму чувств, что раньше. В целом в профессиональной сфере (а затем и в личной) превалируют негативные эмоции: раздражительность, подавленность.

 

Деперсонализация характеризуется восприятием людей скорее не как личностей, а как объектов, общение с которыми происходит без эмоционального вовлечения. Отношение к клиентам (ученикам) становится бездушным, циничным. Контакты становятся формальными и обезличенными.

Редукция профессиональных достижений характеризуется тем, что человек начинает сомневаться в своем профессионализме. Достижения и успехи на трудовом поприще кажутся незначимыми, а перспективы в карьере — нереальными. Появляется безразличие к работе.

Синдром эмоционального выгорания неизменно отражается не только на профессионализме человека, но и на психическом и физическом здоровье.

Так, принято выделять несколько групп симптомов, свойственных СЭВ:

Физические симптомы — усталость, головная боль, головокружение, потливость, мышечная дрожь, нарушения сна, диспептические расстройства, колебания артериального давления, изменение веса, одышка, метеочувствительность.

Эмоциональные симптомы — пессимизм, цинизм, чувства беспомощности и безнадежности, тревога, подавленное настроение, раздражительность, чувство одиночества, чувство вины.

Изменения в интеллектуальной сфере — потеря интереса к получению новой информации, потеря интереса к жизни, отсутствие желания разнообразить свой досуг.

Поведенческие симптомы — длительная рабочая неделя, усталость при выполнении рабочих обязанностей, необходимость делать частые перерывы в работе, безразличие к еде, пристрастие к алкоголю, никотину, импульсивные поступки.

Социальные симптомы — отсутствие желания принимать участие в общественной жизни, скудное общение с коллегами и родными, изоляция, ощущение непонимания другими людьми, чувство нехватки моральной поддержки.

3. Последствия синдрома

 

Почему же так много внимания уделяют этому синдрому? Все дело в том, что СЭВ влечет за собой серьезные последствия, такие как:

-Снижение работоспособности, ухудшение качества работы;

-Деформация личности (депрессия, хроническая усталость, изоляция);

-Ухудшение межличностных отношений (проблемы в семье);

-Психосоматические заболевания (артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка);

-Развитие зависимостей;

-Склонность к суициду.

 

В целом, СЭВ можно воспринимать как своеобразный механизм психологической защиты. Полное или же частичное отключение эмоций в ответ на действие стрессорного фактора позволяет экономно расходовать имеющиеся энергетические ресурсы.

 

4. Диагностика

 

Для выявления синдрома эмоционального выгорания, степени его выраженности используются всевозможные опросники.

Основные методики, применяемые для исследования СЭВ:

-Диагностика эмоционального выгорания Бойко В.В. («Диагностика уровня эмоционального выгорания»);

-Методика А.А. Рукавишникова «Определение психического выгорания»;

-Методика «Оценка собственного потенциала выгорания»;

-Методика К. Маслач и С.Джексон «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)».

5. Лечение

 

Универсальной панацеи от синдрома эмоционального выгорания не существует. Но недооценивать проблему не стоит, это может привести к ухудшению здоровья и качества жизни в целом.

Если Вы заметили у себя признаки СЭВ, постарайтесь реализовать следующие рекомендации:

  1. Время от времени делайте перерывы. Посмотрите на свою жизнь со стороны. К чему Вы стремитесь? На правильном ли пути находитесь, нужно ли Вам все то, чем сейчас занимаетесь?
  2. Попробуйте перейти в смежную профессиональную деятельность. Этот шаг может открыть новые горизонты.
  3. Освойте те аспекты Вашей трудовой деятельности, которые кажутся непонятными и сложными. Это привнесет ощущение чего-то нового, поможет вернуть интерес к профессии.
  4. Возьмите отпуск и смените обстановку.

 

При выраженном синдроме эмоционального выгорания следует обратиться к психотерапевту. Врач может использовать следующие подходы:

-Психотерапию (когнитивно-бихевиоральную, клиент-центрированную, обучение релаксационным методикам, проведение тренингов коммуникативных навыков, повышения эмоционального интеллекта, уверенности в себе);

-Медикаментозную терапию (назначение антидепрессантов, анксиолитиков, снотворных средств, бета-адреноблокаторов, ноотропов).

 

Важно предоставить человеку возможность обсудить эмоции после критического события. Это можно осуществить как на индивидуальных встречах с психологом, так и на совместных собраниях с коллегами.

Обсуждения события позволяют человеку выразить свои эмоции, переживания, агрессию. Кроме того, такой подход поможет человеку осознать свои стереотипы действий, увидеть их неэффективность, разработать адекватные способы реагирования на всевозможные стрессовые ситуации, научиться разрешать конфликты и строить продуктивные отношения с коллегами.

Если СЭВ не удается корректировать доступными методами и наблюдается стойкое отрицательное отношение к клиентам (пациентам), коллегам, следует задуматься об альтернативе смены работы, переходе на виды деятельности, которые не будут связаны с людьми.

 

6. Профилактика эмоционального выгорания

 

Невозможно полностью исключить влияние стрессорных факторов на нашу жизнь. Но можно научиться правильно реагировать на них и не допускать эмоционального истощения.

 

К мерам профилактики можно отнести такие рекомендации:

  • Ставьте пред собой краткосрочные, а также долгосрочные цели. Выполнение краткосрочных целей приносит ощущение морального удовлетворения, а значит, дает стимул для продолжения работы. Чтобы долгосрочные цели стали достижимыми, необходимо расписать выполнение задачи поэтапно.
  • Повышайте свой профессиональный уровень. Принимайте участие в конференциях, общайтесь с коллегами из других организаций, обменивайтесь опытом.
  • Не забывайте про отдых. Делайте перерывы во время выполнения работы. Свободное время и выходные используйте для отдыха и хобби. Чередование работы с отдыхом позволит осуществлять профессиональную деятельность более эффективно.
  • Освойте методики релаксации и ауторегуляции.
  • Не бойтесь делиться своими переживаниями с близкими людьми. Именно родные и любимые помогут Вам справиться с переживаниями.
  • Не приносите сон в жертву профессии. Во время сна происходит «разгрузка» психики.
  • Займитесь спортом, следите за своим питанием. Помните, что соматическое состояние оказывает сильное влияние на душевное самочувствие.
  • Найдите хобби. Интересы вне работы позволят снять напряжение, отвлечься от неприятностей.
  • Избегайте ненужной конкуренции.
  • Старайтесь не вовлекаться чрезмерно в проблемы клиентов (учеников).
  • Помните, невозможно успеть все. Трезво оценивайте свои возможности.
  • Не пытайтесь все контролировать. Существуют обстоятельства, которые нам не подконтрольны.

 

Материалы сайта: www.okeydoc.ru

свернуть