Профилактическая работа

Основные направления профилактической работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания

  1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением отметок в дневник.
  4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать  занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет по профилактике школы.
  6. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
  7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
  8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
  9. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
  10. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
  11. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками РОВД.
  12. Проводить профилактические классные часы и коррекционно-развивающие занятия (тренинги, игры). 
свернуть

Педагогический тест "ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ в работе с «трудными» детьми"

Работа с «трудными» детьми требует от педагога особого такта, стремления к сотрудничеству. Предложенный тест может стать отправной точкой разговора по теме педагогического совета или даст пищу для размышления по его окончании.

 

ТЕСТ

  1. Авторитет учителя. Что, по вашему мнению, является его основой:

а) взаимопонимание, справедливость в отношениях между учителем и учениками, взаимная, уважающая личность требовательность в сочетании с эрудицией педагога;

б) глубокое знание предмета и методическое мастерство преподавателя;

в) жесткая требовательность педагога, непререкаемость высказываемых им истин (учитель всегда прав), беспрекословное послушание учеников.

  1. Ваши ученики не проявляют интереса к учебе. Какова, полагаете вы, главная причина этого:

а) недостаточный уровень вашего педагогического мастерства;

б) изъяны программ и учебников;

в) леность учащихся, неумение и нежелание трудиться.

  1. Какие стимулы учения вы используете в своей практике?

 а) Стремление к расширению и углублению знаний.

б) Занимательность материала и приемов работы с ним.

в) Оценка.

  1. Как вы поступаете, понимая необходимость совершенствования используемой вами методики:

а) считаете нужным советоваться с ребятами, как лучше построить урок,

какие виды работы использовать;

б) ограничиваетесь обсуждением этих проблем с коллегами;

в) ждете указаний вышестоящих методических служб.

  1. Вами допущен явный промах, неправильный поступок по отношению к детям. Что за этим последует:

а) вы признаете перед ними свою неправоту;

б) предпочтете промолчать;

в) постараетесь оправдать свои действия.

  1. При изучении художественного произведения в классе возникли противоречивые мнения о нем. Ваше отношение к сложившейся ситуации:

а) считаете возможным согласиться с суждением ученика, не совпадающим с общепринятым, зафиксированным в программе взглядом на это произведение, его героев;

б) стараетесь переубедить ученика, хотя внутренне с ним согласны;

в) пресекаете любые попытки отойти от школьной программы.

  1. Что вы отвечаете, если ученик задает вопрос, на который не знаете ответа:

а) стараетесь переубедить ученика; поговорим об этом на следующем

уроке;

б) если ты хорошо знаком с этим вопросом, расскажи, пожалуйста, всем;

в) не задавай лишних вопросов, лучше учи то, что задано.

  1. В классе возникла конфликтная ситуация. Как вы справляетесь с ней: а) шуткой стараетесь разрядить обстановку;

б) повышаете голос, порой срываетесь на грубость;

в) обращаетесь за помощью к завучу, директору.

  1. Какова ваша реакция на нарушение учеником дисциплины в классе:

а) на перемене или после уроков пробуете в доверительной беседе

выяснить причину такого поведения;

б) делаете строгое внушение ученику;

в) предлагаете ему выйти из класса и привести родителей.

    10. Во время беседы с родителями ученика:

а) стараетесь вместе с ними разобраться в причинах отставания ребенка в

учебе, срывов в его поведении;

б) информируете о плохих оценках и нарушениях дисциплины, не

забывая, однако, упомянуть и о положительных качествах учащегося;

в) говорите только о недостатках, требуя принятия родителями самих строгих мер.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

Десять ответов «А» свидетельствуют о том, что вы полностью разделяете взгляды сторонников педагогики сотрудничества и в своей работе поступаете согласно ее принципам, возможно, не всегда осознавая это.

Ответы «Б» (или частично «А» и «В») означают, что идеи сотрудничества вам близки, но на практике вы не всегда последовательны.

При десяти ответах «В», с нашей точки зрения, вам было бы полезно задуматься о возможности альтернативного подхода к решению той или иной задачи, непременно учитывая интересы ребенка.

свернуть

Формы и методы индивидуально-профилактической работы, используемые педагогами

  1. Осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками, выявление не обучающихся детей, участие в рейдах и т. д.)
  2. Посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка, выявления условий, необходимых для обучения, контроля за его свободным времяпрепровождением.
  3. Лекции, беседы, тренинги для родителей.
  4. Проведение тренингов для несовершеннолетних (только со специальным образованием).
  5. Вовлечение детей в работу объединений по интересам.
  6. Дополнительные занятия с ребенком.
  7. Перевод ребенка в другую школу, другой класс.
  8. Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании ребенка.
  9. Направление в органы социальной защиты за социальной, материальной помощью.
  10. Индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога (с согласия) с семьей.
  11. Ходатайство о лишении родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
  12. Содействие в трудоустройстве.
  13. Помощь в восстановлении нормальных отношений детей с родителями. 
  14. Информационная поддержка родителей, детей.
  15. Диагностика: беседа, наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных работ и т. д.), педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности), комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе).
  16. Осуществление направлений (к наркологу, психологу, психоневрологу и др.), рекомендации родителям, ребенку.
свернуть

Формы и методы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков

  • Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.
  • Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.
  • Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.
  • Своевременное информирование родителей этих учащихся( телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому). 
  • Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.
  • Беседа психолога с этим учащимся.
  • Беседа социального педагога.
  • Вызов с родителями на заседание совета профилактики школы.
  • Вызов на педагогический совет школы.
  • Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.
свернуть

Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся

  • Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
  • Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.
  • Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.
  • Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
  • Приобщение к общественной жизни класса и школы.
  • Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. r Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. 
  • Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
  • Посещение учащегося на дому
  • Постановка на внутришкольный учет.
  • Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
свернуть

Формы и методы работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы)

  • Знакомство учащихся с правилами поведения в школе.
  • Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
  • Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.
  • Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.
  • Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).
  • Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.
  • Организация дежурства по классу и школе.
  • Организация генеральной уборки классов, территории школы. 
  • Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек.
  • Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
свернуть