Приём в первый класс

«Ваш ребенок идёт в 1-ый класс!»

Информация для родителей будущих первоклассников

Что же ждёт вашего ребенка в школе?  Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Для вашего ребёнка школа станет центром жизненных интересов. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители. Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе. Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт - это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное. Как проверить, готов ли Ваш ребенок к школе?

Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки.

- Педагогическая:

У ребенка должна быть развита речь, уметь пересказывать, владеть навыками счета.

- Физиологическая: уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

1.Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами): -лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером;

-застёгивание и расстёгивание пуговиц; -завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; -завинчивание и отвинчивание крышек банок, пузырьков; -рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки.

При низком уровне развития мелкой моторики – то есть движения пальцев рук – у ребенка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда. 2.Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа). 3.Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг). Ребенок должен уметь ухаживать за собой: 1.Пользоваться носовым платком. 2.Застегивать куртку. 3.Завязывать шнурки, шапку. 4.Самостоятельно одеваться.

- Психологическая готовность включает в себя:

* интеллектуальную готовность (способность к концентрации внимания, развита память, уметь строить логические связи). Обладать знаниями об окружающем мире, владеть сведениями о своей семье и быте: знать свой адрес, имена родителей и место их работы. Ориентироваться во временах года и их признаках, знать дни недели, различать животных.

* эмоционально- волевую готовность (уметь сосредотачиваться, управлять эмоциями, уметь управлять своим поведением).

Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.

- Мотивационная готовность- наличие у детей желания учиться. Ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

- Социальная или коммуникативная готовность- умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Умение и желание общаться со взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом.

Рекомендации родителям первоклассников:

1.Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. 2.Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. 3.Не ждите от ребенка немедленного результата, он учится учиться. 4.Делайте всё от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. 5.Не подавляйте инициативу ребенка, его познавательную активность. 6.Период адаптации к школе индивидуален: от 3-х недель до 8-ми месяцев. 7.Детские вопросы выступают показателем развития любознательности ребёнка. 8.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. 9.Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много. 10.Если ребёнка хвалить, то он учится оценивать ситуации.

свернуть

Приём документов для зачисления в I классы

Прием лиц в государственное учреждение образования "Средняя школа д. Чернавчицы" для получения общего среднего образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. В соответствии с пунктом 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в 1 класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется 6 и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому 6 лет исполняется с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

В 1 классы принимаются дети, проживающие в закреплённом за школой микрорайоне.

График приема

документов для зачисления детей в первый класс:

Понедельник - пятница: с 8.00 до 13.00 и с 15.00 до 20.00

Суббота: с 8.00 до 12.00

Для зачисления в первые классы родителям необходимо будет подать следующие документы:

  • Заявление (заполняется в школе на специальном бланке)
  • Медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка
  • Копию свидетельства о рождении ребенка (оригинал и ксерокопия)
  • Паспорт одного из законных представителей (для подтверждения места регистрации)
  • Заключение ЦКРОиР о программе обучения (при его наличии)

Заявления от родителей (законных представителей) детей, не проживающих в микрорайоне УОСО, принимаются руководителем УОСО в период с 12.06.2020 по 15.08.2020 во время приема граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений.

свернуть

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. Перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

11. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе

Уважаемые родители!

1.Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2.Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3.Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь. 4.Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню: - собрать школьные принадлежности; - подготовить обувь, одежду.

5.Рационально организуйте режим дня 6.К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.

Пожалуйста, научите своего ребёнка:

- своевременно вставать и ложиться спать, чтобы не опаздывать на учебные занятия;

- здороваться;

- убирать за собой в туалете;

- мыть руки после посещения туалета, перед приёмом пищи;

- аккуратно снимать свою одежду и складывать;

- следить за порядком на своём рабочем месте;

- пользоваться столовыми приборами.

свернуть

Пять составляющих готовности ребенка к школе

Каковы же составляющие (компоненты) готовности ребенка к школе?

Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов типа: "Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?" Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начала предложений следующие: 1. Я стараюсь... 2. Я думаю о том, чтобы... 3. Я был(а) бы рад(а).. 4. Я надеюсь, что... 5. Я уверен, что.. 6. Я мечтаю... 7. Я хочу...

Если в результате анализа теста обнаружилось, что перед поступлением в школу ребенок имеет о ней весьма приблизительные представления, что у него нет интереса к ней, стоит серьезно подумать о формировании у него мотивационной готовности.

Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т. д.).

Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию у ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование.

Начать лучше с обучения работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нужно для конструирования, с тем, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты: 

  • Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом — это означает, что он должен удерживать заданную вами цель.
  • Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, то есть иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
  • Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции.
  • Но и это еще не залог правильней сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с эталоном.
  • По окончании сборки попросите ребенка проверить, насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если вы заметили, что малыш допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним их причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления.

Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является "Графический диктант":

  • ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок.
  • аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо-влево, вверх-вниз).

Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.

Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту — социально-психологической готовности к школе. На развитие этого компонента направлены следующие упражнения: "Невидимая скульптура", "Найди свое место", "Ива на ветру". «Невидимая скульптура»: Класс делится на группы из трех человек. В каждой группе один игрок — художник, другой — модель, третий — глина. Художник и глина — закрывают глаза. Так как им предстоит держать глаза закрытыми не менее трех минут, то удобнее использовать повязки. Модель принимает определенную позу и сообщает о своей готовности. За работу принимается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить ее позу, а затем превращает глину в произведение искусства, воспроизводя при этом модель. Труд окончен, дети открывают глаза и предстают перед судом зрителей, оценивающих степень сходства скульптуры и образца. «Найди свое место»: Поиск своего места в группе сверстников — едва ли не самое важное для школьника занятие. Мы предлагаем игровой, шуточный тренинг такого поиска, из которого учитель может (при желании) вывести патетическую мораль: всем есть место в этом классе, каждый может его найти, но никто не в состоянии это сделать без помощи других детей. В начале игры надо как следует "перемешаться". Дети свободно передвигаются по небольшому пространству (пятачку), очерченному ведущим. Каждый старается поприветствовать как можно большее количество ребят. Знак приветствия можно выбрать любой — легкое похлопывание, поглаживание по голове, прикосновение друг к другу ладонями правой руки.... Для дальнейшей игры важно, чтобы знак приветствия был тактильным. По сигналу ведущего все останавливаются и закрывают глаза. Задача первая и самая простая: с закрытыми глазами, не произнося ни единого звука, выстроиться в шеренгу по росту. Ведущий может с помощью секундомера измерить время первого построения, а через несколько недель, повторив эту игру, показать детям, что их сплоченность и доверие друг к другу возросли: сейчас они смогли быстрее найти свое место в общем ряду. Задача более сложная, но тоже решаемая с закрытыми глазами: выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии). Ясно, что в эту игру могут играть лишь дети, уже изучившие алфавит. И, наконец, задача, требующая "высшего пилотажа": выстроиться по порядку дней рождения, начиная с января и кончая декабрем.

Ива на ветру»: Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы. Представив все это, вы можете играть. Разделите класс на группы из 7—8 человек. Группа становится в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре круга один ребенок — ива. Остальные — в позах волейболистов, принимающих низкий мяч: одна нога выдвинута немного вперед, чтобы удерживать равновесие; руки полусогнуты на уровне груди, ладонями вперед. Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. У ребенка-ивы ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Конечно, игроков надо предупредить о технике безопасности: по крайней мере четыре человека должны поддерживать иву, а остальные постоянно помнить, что легкий ветерок — это не ураган, то есть, что мягкие толчки не могут переходить в сильные. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную: что-то вроде ууу-ууу-ууу на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из ребят по очереди становится ивой, раскачивающейся от ласковых прикосновений одних ветерков и заботливо поддерживаемой другими. Эта игра основана на доверии и создает атмосферу доброжелательности. Учитель в паузах (когда дети меняются ролями) подчеркивает, что у ивы есть возможность показать другим детям, насколько она им доверяет, а те, кто изображает ветерки, могут показать, что они заслуживают доверия.

Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выявить, знает ли он, что такое "слева", "справа", "вверху", "внизу", "между", разбирается ли в отличии "вчера" от "сегодня" и "завтра". Также с помощью беседы выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали, и словесно описывать их. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Для выяснения того, насколько развита память, прочитайте ему 10 слов (например: мышь, снег, мяч, шум, слон, сын, весна, кот, стол, рак); затем попросите его повторить прочитанное. Прочитайте слова всего 4 раза и каждый раз требуйте повторения. Если в результате оказались выученными 8—9 слов, а количество повторяемых слов постоянно увеличивалось, то можно считать, что память ребенка не внушает опасений. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит его мышление соответствует норме. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  • "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточное лото);
  • Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра "Говори наоборот", в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый — тонкий, большой — маленький. Можно предложить детям следующие пары слов: большой — маленький, черный — белый, горячий — холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный, огонь — вода, трус — храбрец;
  • Всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем, чтобы получить другое изображение). На тренировку внимания и памяти направлены игры "Это мой нос" и "Мы — детективы".

Это мой нос»: Класс делится на группы из трех человек. Дети договариваются между собой, кто будет судьей. Задача судьи — на листе бумаги поставить игрокам плюсы за каждый правильный ход, а потом подсчитать, сколько плюсов получила пара игроков. Как только кто-то из игроков сделает ошибку, он становится судьей, а бывший судья занимает его место. Тогда подсчет правильных ходов начинается сначала.

Правила игры таковы. Первый игрок указывает на любую часть своего тела (берет себя за ухо), но называет ее неверно ("Это мой нос"). Второй игрок должен правильно назвать указанную часть тела, но в то же время показать на себе что-то другое, например, может взять себя за локоть и сказать: "Это мое ухо". Тогда первый игрок, хлопнув себя по пятке, утверждает: "Это мой локоть". На что его партнер, указывая себе на горло, сообщает; "Это моя пятка"... Выигрывает группа, набравшая плюсов больше других. После того, как дети начнут координировать свои слова и жесты, стоит ввести дополнительные правила, усложняющие этот тренинг внимания, например, запрет на повторение. Если какая-то часть тела уже была названа или показана, больше к ней возвращаться нельзя. Стоит также ввести цейтнот: игрок должен ответить партнеру раньше, чем судья сосчитает до семи (до пяти). «Мы — детективы»: Внимание к мелким деталям и способность запоминать большое число деталей — необходимое качество любого детектива. Для тренировки этих качеств, группа разбивается на пары. Два партнера становятся лицом друг к другу и в течение минуты пристально изучают один другого. После этого они по сигналу ведущего поворачиваются друг к другу спинами и меняют какие-то три детали своего внешнего вида.

Так, можно расстегнуть верхнюю пуговку рубашки, заправить свитер в брюки, снять значок... По сигналу ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и снова пристально изучают напарника. Затем каждый должен назвать три изменения его внешности.

Умение учиться — пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее. На развитие слухового восприятия направлены следующие задания:

  • угадать откуда идет звук;
  • угадать предмет по звуку;
  • сравнить, как воспринимается одно и то же слово, произнесенное с различной силой и высотой,
  • назвать как можно больше звуков, идущих из определенных источников (из коридора, с улицы, внутри себя);
  • угадать чей это голос, чьи шаги;
  • составить рассказ по звукам, которые производит ведущий;
  • назвать как можно больше "звукоизобразительных" слов.

Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: "Что ты будешь делать?", "Как ты это будешь делать?", "Какие предметы тебе понадобятся?", "Как ты сделал — хорошо или плохо?", "Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?"

Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли малыш читать и писать. Существуют простые и доступные способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению.

А еще читайте книги!

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога

родителям будущих

первоклассников по развитию правильных речевых навыков. 

Часто на пороге школы вы, уважаемые родители, задаѐте вопрос: готов ли мой ребѐнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи. Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи затрудняют процесс обучения чтению и письму у ребенка. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. В школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушением произношения. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Обратите внимание на развитие речи ребенка:

1.Состояние звукопроизношения. Для начала прислушайтесь к речи ребѐнка. Правильно ли он произносит все звуки, не путает ли их в речи. Ребенок к шести годам должен произносить все звуки. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Неправильная артикуляции звуков со временем закрепляется и преодолеть речевые трудности в школе сложнее, исправление требует больших затрат времени, является серьезной дополнительной нагрузкой для детей.

2.Состояние фонематических слуха. К 6-7 годам должен быть хорошо развит фонематический слух. Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, отличать один звук от другого, может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук, умеет различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др., придумывать слова на заданный звук, сливать звуки в слово (с-л-о-н --- слон). Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Если ребѐнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками: « «Я знаю 2, 3 , 4,5 слов со звуком к», «Составь слова из звуков к, о,т», «Назови звуки по порядку». Необходимо учить различать сходные по звучанию слова, например, зуб-суп, рак-лак. Если вы научите детей различать звуки, они не будут испытывать затруднения на уроках письма и чтения.

3.Словарь и грамматический строй речи. К 6- 7 годам у ребѐнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). Необходимо, чтобы ребенок знал не только общие знания о себе, о родных, но и более трудные на сегодняшний день понятия: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), нет ли ошибок в построении предложений, в употреблении слов в предложении. Если ребѐнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры: «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними, «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребѐнок его угадывает), «Загадай предмет» (ребѐнок описывает предмет, взрослый угадывает), «Один-много» (кот-коты, окно- окна и т.п.).

4.Состояние связной речи. Должны уметь строить связные высказывания, четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Предложите ребенку придумать другое окончание сказки, придумать свою сказку, а можно с детьми и помечтать, составив свой рассказ «А если бы у меня был свой ковер-самолет»». Когда пересказывает содержание мультфильма, обратите внимание на то, чтобы ребенок называл имена героев. Воспитывайте культуру речи. Учите ребенка выступать перед публикой. Заучивайте стихотворения.

5.Развитие коммуникативной функции речи предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

6.Развитие мелкой моторики руки. Дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок рисовать солнышко, дерево, травку, машинку, домик. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет, срисовывает геометрические фигуры, вырезает по контуру – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учѐбы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, - говорит мама, - только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого.

Внимание!

  •  Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
  •  Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.
  •  При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
  •  При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Очень важна личностная готовность ребѐнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе. Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребѐнок непослушен, не хочет заниматься. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Если по каким-либо причинам у вашего ребенка к началу школьного обучения сохранятся или обнаружатся трудности с речью, вам будет предложена логопедическая помощь в школе. В нашей школе созданы благоприятные условия для развития речи учащихся: систематически проводятся групповые и индивидуальные занятия. Работа направлена на коррекцию звукопроизношения, совершенствование фонематического слуха, активизацию и расширение активного словаря, развитие связной речи, предупреждение и исправления нарушений письменной речи, развитие познавательных процессов.

 

Успехов на пути к школьной жизни!

 

 

 

свернуть